Rambler's Top100

СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРАЧАМ > СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА


ВРАЧАМ
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
 

Аффект

Аффект - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить.

Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним процессы психические и навязывает некий стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в ходе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта - в образовании специфического опыта - аффективных следов "комплексов аффективных" - формируемых на основе пережитых аффектов: они могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин - при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации, и предупреждают о возможном ее повторении.

Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при коем внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку аффект предельно ограничивает возможность произвольной регуляции повеления, рекомендации по его преодолению в педагогической и психотерапевтической практике нацелены на предупреждение аффекта путем избегания порождающих его ситуаций, выполнения отвлекающих действий, представления нежелательных его последствий и пр. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета