Rambler's Top100

СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРАЧАМ > СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА


ВРАЧАМ
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
 

Психология индивидуальная

Психология индивидуальная - направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает "неделимое", выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

Центральная идея - о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.

Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности - индивидуальность - ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны - становится невротичной и асоциальной.

В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (см. комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии - помочь невротическому субъекту (см. невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.

Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.

Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения "воли к власти"; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес - как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:

1) конструктивный - в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;

2) деструктивный - за счет унижения и эксплуатации других.

Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса - чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором - требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это - ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного - берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта - восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.

Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической. ;

Важнейшие результаты психологии индивидуальной - это:

1) развитие концепции комплексов;

2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;

3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;

4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.

Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (см. психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета