Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Вострокнутов Н. В.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 8:36 pm    Заголовок сообщения: СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ
Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В., Раевская Л.Г.
ФГУ «ГНЦССП Росздрава», г. Москва
ГУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница», г. Волгоград
Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области
В январе 2005 г., в Хельсинки члены Европейского региона ВОЗ, включая Российскую Федерацию, в целях усиления борьбы с «эпидемией психосоциальных и психических расстройств, представляющих одну из важнейших угроз для здоровья и благополучия жителей Европы», подписали Декларацию. Большое место в Декларации отведено бремени психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте, поскольку около 2 млн. молодых людей в одном только Европейском регионе страдают психическими расстройствами – от депрессии до шизофрении. Многие не получают необходимой психосоциальной помощи. Однако состояние психического здоровья детей и подростков имеет важнейшее значение для обеспечения и поддержки устойчивого развития любого общества. До 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья (ВОЗ, 2006).
По данным академика РАМН Т.Б. Дмитриевой (2006), исследования, проведенные в стране показывают, более 30% всего населения России нуждается в консультативной или лечебной помощи психиатра, нарколога или психотерапевта. Ежегодно в психиатрические учреждения страны обращаются около 8 млн. человек, что составляет более 5% населения. В 2005 г. из 4180082 чел., постоянно наблюдавшихся в психиатрических учреждениях страны – 722542 составили дети и 296559 – подростки. Показатели болезненности и первичной заболеваемости психическими расстройствами в детско-подростковой популяции (на 100 тыс. чел.) на протяжении 10 лет превышали по темпам роста аналогичные показатели у взрослых практически в 2 раза. Доля лиц уволенных с военной службы в связи с психическими расстройствами составляет 45,9%. При этом большинство расстройств формируются именно в детско-подростковом возрасте.
Современные международные правовые документы определяют базовые параметры психического здоровья населения. Они содержат также ключевые понятия, определяющие развитие клинической и социальной психиатрии на ближайшее время:
• понятие «психосоциально обусловленное психическое расстройство»;
• социальные последствия нарушений психического здоровья у населения и подрастающего поколения, в частности;
• эмоциональный дистресс и ПТСР как наиболее распространенная форма психических расстройств, обусловливающие серьезные личностные нарушения и стойкие девиации (Восточная Европа, страны Балканского региона);
• многокомпонентная и разветвленная структура социально-психиатрической помощи детям и подросткам, включая организацию психиатрической помощи вне специализированных детских лечебно-профилактических учреждений, а именно, школы компенсирующего типа, социальные приюты, дома ребенка.
Детская социальная психиатрия как научно-практическое направление клинической и социальной психиатрии самым активным образом формируется в наши дни и изучает влияние социальных, культуральных, экологических факторов, социальных дистрессов на:
• психическое здоровье и психическое развитие ребенка с анализом – особенностей его социального функционирования в наиболее значимых сферах жизнедеятельности (семья, обучение, досуг и микросоциальная среда, негативное социальное окружение, связанное с криминализацией, воздействием психоактивных веществ);
• психосоциальное, личностное развитие ребенка в условиях специализированных социальных структур (приемные и патронатные семьи, специальные образовательные учреждения для детей с дефектами и расстройствами поведения, социальные учреждения охранно-защитной и реабилитационной направленности дома ребенка, социальные приюты);
• формирование и динамику социально обусловленных психических расстройств.
Анализ современной международной практики развития социотерапевтической и реабилитационной помощи детям показывает, что одной из ведущих проблем психического здоровья и оптимального психосоциального развития является проблема социализации ребенка. В последнее десятилетие ХХ века социализация детей в России проходила под знаком существенного дефицита позитивных воздействий, что обусловило формирование в состоянии здоровья детей устойчивых негативных тенденций – высокий показатель детской инвалидности, в которой первое место занимают психические расстройства; увеличение числа детей с девиантными формами поведения (бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация), ограничения в получении полноценного образования из-за низкого уровня психического здоровья, что в целом ведет к снижению интеллектуального потенциала нации.
Таким образом, мы можем говорить о социальных последствиях психического здоровья/нездоровья детей для общества, что определяет формулирование важной социальной проблемы – необходимость поддержания в обществе оптимального уровня психического здоровья подрастающего поколения с максимально позитивным развивающим влиянием социальной среды на формирование детской психики.
Следовательно, анализ психического здоровья/нездоровья через понятие «социализация ребенка и определяющие ее факторы» выделяет специфику социальной психиатрии детства по отношению к другим направлениям клинической психиатрии и позволяет анализировать большинство социальных воздействий на психическое здоровье и развитие детей.
На настоящем этапе становления детской социальной психиатрии можно выделить следующие ведущие факторы социализации детей и подростков:
1) Отношение к детству и к ребенку как важный макросоциальный фактор. Сегодня в системе социальных отношений ребенок должен рассматриваться не как объект воздействия (родительского, воспитательного, терапевтического, исправительного), а как полноправный субъект взаимодействия с родителями, опекунами, воспитателями и другими, эмоционально значимыми для него лицами, отвечающими за уход, обучение, профессионализацию, социальную поддержку и защиту несовершеннолетнего. Это определяет прерогативу не нозологически-синдромологического, а личностно - и проблемно ориентированного подхода к диагностике, терапии, реабилитации и ресоциализации детей и подростков с нарушениями развития и психического здоровья. Ведущие международные документы, например, Конвенция о правах ребенка (1989) в качестве основной концепции проводит именно идею взаимодействия, полного и защищенного осуществления самим несовершеннолетним субъектных прав в процессе социализации.
2) Семья как социальный фактор. В настоящее время семья рассматривается и как основная ячейка общества, и как естественная среда оптимального развития и благополучия детей, т.е. их социализации. Проблемы семьи, условия семейного окружения и воспитания являются ведущими среди основных макро - микросоциальных факторов, которые исследует социальная психиатрия детей и подростков.
3) Особо трудные условия социализации и жизнедеятельности ребенка как социальный патологизирующий фактор. Дети и подростки, социализация которых протекает в неблагополучных условиях, деструктивно влияющих на психосоциальное развитие и психическое здоровье ребенка (сиротство, насилие, вовлечение в криминальную среду, инвалидизация в связи с физическим или психическим дефектом), на современном этапе развития социальной помощи рассматриваются как группы повышенного «социального риска» дезадаптации. Это дети с особыми нуждами и потребностями, обусловленными особо трудными условиями их социализации, поэтому по отношению к ним разрабатываются и применяются подходы и средства специальной поддержки, коррекции и защиты, что определяет специфику некоторых правовых документов (например, «Пекинские правила» о правах детей-правонарушителей). Это также определяет специфику консультативно-диагностических, коррекционных подходов и организации социально-реабилитационных учреждений для детей с особыми нуждами.
В связи со специфичностью предмета изучения ведущими методами исследования в социальной психиатрии детства являются:
• клинико-психопатологический метод (метод, который является общим для всех направлений клинической и социальной психиатрии, исследующих различные патологические аспекты отклонений развития и психического здоровья);
• социально-психопатологический метод (данный методический подход в исследованиях и коррекционой практике направлен на изучение психопатологических феноменов, формирующихся в условиях неблагополучной социальной ситуации развития ребенка, а также на анализ причинной связи между действием социальных факторов и динамикой социально обусловленных психических расстройств, нарушений психологического и личностного развития у детей и подростков);
• социально-генетический метод (содержанием данного методического подхода является изучение связей между факторами социализации и конституционально-наследственными признаками, а также изучение особенностей проявляемости конституционально-наследственных феноменов в условиях неблагополучной социальной ситуации развития ребенка (например, дети в семьях психически больных родителей, в семьях лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, особенности трансгенерационной передачи психопатологических феноменов и патологических стеретипов поведения – «цикл насилия» и т.д.);
• социально-психологический метод (метод, имеющий отношение к анализу воздействия социальной ситуации развития на формирование и динамику психологичесих «новообразований» личности на отдельных этапах возрастного психического развития (например, депривационное развитие личности с «рентными установками» у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях; социально-психологическая личностная деформация по асоциальному типу у детей и подростков-правонарушителей).
Кроме понятия социализации следует выделить еще ряд ключевых понятий, которые определяют понятийный аппарат социальной психиатрии детства, отличающий это направление от детской клинической психиатрии.
В связи с тем, что социально-психиатрический подход направлен на исследование роли социальной ситуации развития в расстройствах психического здоровья, дополнительными положениями социальной психиатрии детства являются такие понятия как «средовая психическая дезадаптация», «социальный конфликт и дистресс», группы детей «социального риска дезадаптации».
Понятие «средовой психической дезадаптации» является социально-психологическим понятием и применительно к возрастному психосоцильному развитию дифференцируется в понятия семейной, школьной и социальной дезадаптации.
Средовая психическая дезадаптация не существует вне конфликтных или кризисных отношений «Я» ребенка с его окружающим миром и самим собой. Поэтому понятием, которое углубляет положение о средовой психической дезадаптации, является понятие о «социальном стрессе (стрессоре) и дистрессе». Общеизвестен факт, что в силу возрастной недееспособности (незрелости) и эмоциональности дети с одной стороны чрезвычайно зависимы от взрослых - родителей, опекунов или лиц, осуществляющих за ними уход и заботу, а с другой - крайне чувствительны к обстоятельствам окружающей жизни.
Это сочетание зависимости и эмоциональности, несомненно, определяет необходимость для ребенка длительного периода ухода, заботы и защиты. Ребенок, развивающийся в благоприятных, защищенных условиях, как правило, при переживании стресса демонстрирует формирующуюся способность к «овладевающему поведению» и степень этого овладения отражает его личностный рост, его контроль над своим состоянием и над ситуацией, расширение арсенала жизненных навыков. В социально-психиатрическом аспекте, значимым с точки зрения неблагоприятных социальных, психологических, соматических последствий, является не стресс, а дистресс - состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных, жизненных ситуациях и превышает по своей интенсивности или длительности индивидуальные психофизические и личностные адаптивные возможности ребенка.
Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые или длительные стрессы ребенок преимущественно реагирует дистрессом - патологической, болезненной реакцией дезадаптации.
Полной классификации негативных психосоциальных воздействий (стрессоров), очевидно, создать не возможно, потому что их многообразие выражает разнообразие жизненных обстоятельств, обуславливающих кризисные ситуации, и специфичность индивидуальных психологических особенностей, определяющих личностную значимость тех или иных «патогенных» обстоятельств.
Однако при оценке любого дистресса у детей и подростков необходимо оценивать следующие параметры:
• нарушения психической деятельности (собственно психические расстройства);
• изменения соматического состояния, включая дисфункциональные и соматоформные расстройства;
• отклонения в возрастном психофизическом и психическом развитии;
• нарушения личностного развития;
• нарушения семейной, школьной, социальной адаптации со стойкими отклонениями поведения.
На настоящем этапе развития социально-психологического и социально-психиатрического направления для медико-социальной помощи и защиты детей с особыми потребностями целесообразно выделять следующие группы «риска», которые отличаются по ведущим механизмам социализации и определяющим ее социальным факторам:
1) Дети, лишенные родительского попечения в результате физического или социального сиротства («социальное сиротство» - осуществленное по закону изъятие ребенка из семьи в связи с не обеспечением родителями заботы, ухода и воспитания своих детей и/или угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию). Ведущие социальные стрессы: психическая депривация, утрата родителей и близких, разрыв с привычным стереотипом отношений, эмоциональное напряжение в связи с опасностью насилия, жестокого обращения.
2) Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их биологических и социальных потребностей, физическое и сексуальное насилие, эксплуатация в порнографии, жестокое обращение). Ведущие социальные стрессы: стресс «витальной опасности» в связи с насилием, интенсивного эмоционального напряжения в связи с угрозой насилия и его повторения, психическая депривация.
3) Дети, вовлеченные в криминальную среду и проявляющие криминальную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения уголовной ответственности, и подростки-правонарушители. Ведущие социальные стрессы: психическая депривация (преимущественно у детей-правонарушителей в младшей возрастной группе), интенсивное эмоциональное напряжение в связи с угрозой насилия (младшая возрастная группа), разрыв с привычным стереотипом отношений - лишение свободы (старшая возрастная группа).
4) Дети, вовлеченные в глобарные социальные конфликты (дети семей беженцев; дети, пострадавшие от войн и террористических актов и т.д.) и ставшие в результате их воздействия жертвами плохого обращения и/или насилия (вооруженные действия, межнациональные столкновения). Ведущие социальные стрессы: витальная опасность; интенсивное эмоциональное напряжение в связи с угрозой насилия; утрата родителей и близких, разрыв с привычным стереотипом отношений; психическая депривация.
5) Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов их физического и/или психического развития (дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов). Ведущие социальные стрессы: психическая депривация, разрыв с привычным стереотипом отношений, стрессы «оценки», «неисполнения ожиданий» и/или «поражения» в предстоящей, настоящей или будущей деятельности (переживание неуспешности, «неудачи» в межличностных отношениях, в любой значимой деятельности).
Следовательно, ключевые понятия детской социальной психиатрии – специфические особенности социализации, средовая психическая адаптация/дезадаптация, психическая депривация, социальный стресс и дисстресс, группы детей «риска» развития социально обусловленных расстройств – позволяют анализировать основные аспекты психического здоровья/нездоровья ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности - семья, школа;
микросоциальная среда, т.е. в тех областях, где решается его учебно-профессиональное, личностное самоопределение и где ребенку сегодня достаточно трудно.
Становление анализируемого понятийного аппарата детской социальной психиатрии определяет необходимость при решении медико-социальных проблем детства перейти от медико-центрической парадигмы к биопсихосоциальной модели диагностической, лечебно-оздоровительной, коррекционной и реабилитационной помощи детям с проблемами развития и поведения. Освоение нового понятийного аппарата позволяет осуществлять междисциплинарное взаимодействие отдельных «помогающих» специалистов в решении ключевых проблем ребенка; необходимость разработки и внедрения новых медико-социальных технологий оказания комплексной помощи детям и новой концепции охранно-защитного подхода к ребенку, находящемуся в трудных жизненных обстоятельствах.
Решение этих проблем в новом медико-социальном ключе требует безотлагательного формирования новых видов деятельности в детской психиатрии, в том числе:
1) Новых подходов к социально-психологической поддержке семьи как естественной и самой оптимальной среды для ребенка;
2) Новых методов социотерапевтической помощи детям, находящимся в особо трудных жизненных обстоятельствах (безнадзорность, криминальная среда, проживание в экологически грязных зонах, в регионах экономического застоя), детям, ставших жертвами террористических актов);
3) Новых аспектов социально-правовой защиты законных интересов детей с высоким риском развития социально обусловленных психических расстройств и нарушений возрастного психического, личностного развития.
Перечисленные проблемы, организационные направления помощи являются не только социально значимыми, но и клинически важными, так как за ними стоят разнообразные нарушения возрастного психического развития детей, патологические состояния и процессы, обусловленные негативными социальными, психологическими условиями жизни ребенка в современной России, в современном мире.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru