Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Вострокнутов Н. В.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 8:39 pm    Заголовок сообщения: СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И КОРРЕКЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ
Вострокнутов Н.В.
ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», г. Москва
Современная детская социальная психиатрия характеризуется направленностью на разработку и внедрение социально-психиатрического подхода к нарушениям психического здоровья детей с обеспечением консультативной, лечебно-терапевтической и реабилитационной помощи детям с социально значимыми психическими расстройствами.
Это определяет, во первых, такой новый объект психиатрической оценки как анализ социальной ситуации развития ребенка в его основных сферах жизнедеятельности – семья, школа, досуг и значимое для ребенка окружение; ведущие социальные инфраструктуры, через которые осуществляется взаимодействие специалистов отдельных социальных практик, включая школьного психолога, социального педагога, детского психиатра.
Во-вторых, это определяет, необходимость использования при многоосевой диагностике нарушений психического здоровья такого важного социально-клинического параметра, как качество социального и психического функционирования ребенка на момент клинической оценки. По этой оси следует описывать нарушения функционирования, возникающие вследствие психического расстройства, специфических расстройств психического развития или умственной отсталости.
При этом существенной, до настоящего времени неразработанной, в ряде случаев затрудняющей междисциплинарное взаимодействие специалистов, является позиция, согласно которой клиническая психиатрическая диагностика и ее понятийный аппарат должны в определенной степени соотноситься с аппаратом психолого-педагогической оценки и диагностики. Это важно потому, что специалисты, работающие в образовательной и социально-профилактической среде, имеют дело с теми же проблемами и теми же детьми, которые в другой ситуации и другом социальном запросе, например, со стороны родителей, школы, комиссии по делам несовершеннолетних становятся объетом социально-психиатрической диагностики, в которой значимыми становятся не только клинико-диагностические оценки, но, прежде всего, социальные и психологические отношения, параметры социального функционирования и связанные с ними социотерапевтические и реабилитационные рекомендации.
Особенно остро эта проблема выступает при необходимости междисциплинарного взаимодействия различных специалистов в случаях клинической и психолого-педагогической оценки таких психических расстройств, как «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подролстковом возрасте» (F90-F98).
Специфика и сложность оценки этой группы нарушений заключается в следующем:
1) Большинство входящих в эту группу состояний, например, гиперкинетические расстройства (F90), социальное тревожное расстройство детского возраста (F93.2), оппозиционно-вызывающее расстройство (F91.3), социализированное (F91.2) и несоциализированное расстройство поведения (F91.1) существуют как в форме патологического состояния, так и в форме психологически выраженных отклонений поведения и личностного реагирования в пределах нормативного возрастного развития (дети с гиперактивностью, дети с тревожностью, агрессивностью как определенным личностным свойством и сложившимся, соответствующим этому свойству, стереотипом поведения).
2) В клинической и психологической оценке этой группы нарушений, как правило, выступает один и тот же признак, а именно, «Нарушения поведения» в различных по степени тяжести действиях и проступках – повторяющиеся эпизоды чрезмерной активности и подвижности, признаки расторможенности и импульсивности в социальных отношениях с безрассудным опасным поведением; повторяющиеся случаи вызывающих, протестных, агрессивных и диссоциальных действий. При этом сами признаки «нарушений поведения» становятся проблемой для родителей, определяют необходимость оценочных и коррекционных воздействий со стороны различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов), которые часто в подобных случаях обращаются за клинической диагностикой. Как правило, единственным критерием такого запроса на клиническую оценку служит параметр «чрезмерности или тяжести нарушений поведения».
3) Признак «расстройства поведения» в клиническом плане дополнительно включает такие существенные параметры как «Стойкость расстройства более 6 мес.» и степень выраженности «нарушений психосоциальной продуктивности – легкое, умеренное, серьезное, тяжелое нарушение социального функционирования», но так как не опирается на другие клинически выраженные психические расстройства или нарушения общего психического развития содержит в себе высокий «риск стигматизации» по психическому расстройству. Эта форма риска наиболее явна для группы «Расстройства поведения», потому, что в нее может включаться большое число детей, испытывающих какие-либо проблемы в условиях семьи, школьного обучения, общения со сверстниками. Установление шифра «Психического расстройства по МКБ-10» для данного типа нарушений поведения часто определяет со стороны других специалистов социальной практики желательность или необходимость ограничения мер воспитательного, психолого-педагогического коррекционного воздействия с призывом к родителям со стороны немедицинских специалистов, школы решать проблемы ребенка через перевод на индивидуальное обучение, динамическое наблюдение при ПНД и лечебные подходы к коррекции поведения.
Определенным выходом из этой складывающейся практики, на наш взгляд, является следующий подход.
Внедрение в среду детских психиатров и осознание необходимости целостной концепции в понимании психического развития, здоровья и поведения детей в контексте многофакторной биопсихосоциальной модели психического здоровья и психических расстройств.
При этом макросоциальному уровню этой модели соответствуют такие социокультуральные факторы, как конфликтные и патогенные ценности подростково-молодежной субкультуры, социокультуральные аспекты «социального научения» через СМИ, новые общественные ценности, аспекты «долженствования», сохраняющиеся в образовательной среде.
Микросоциальному семейному уровню соответствуют такие социально значимые факторы как нарушения привязанности, симбиотические связи или разобщенность членов семьи, травматический опыт внутрисемейного насилия, дисфункции семейной системы с влиянием аномальных стилей родительского воздействия, межпоколенное накопление стрессогенных семейных событий (насилие, тяжелые соматические расстройства, особые формы отношения к еде, сексу, религии), семейные установки, правила, мифы и ценности в виде культа успеха и достижений, перфекционистских стандартов, враждебной картины мира и межличностных отношений.
Уровню межличностных, коммуникативных отношений соответствуют такие патологизирующие факторы как дефицит социальных навыков (например, при «социальном сиротстве»), коммуникативные дисфункции с социальной изолированностью, поглощенностью миром «виртуальной реальности» в Интернет-сфере, разобщение социально устойчивых связей при частой смене детских, образовательных учреждений.
Личностному уровню разбираемой модели соответствуют такие значимые социально обусловленные личностные установки и паттерны поведения как негативная самооценка, тревожная или агрессивная Я-концепция ребенка; дисфункциональные убеждения, частично коренящиеся в основных доминантах подростково-юношеского возраста; отказ от ответственности, патогенный конфликт между потребностью в автономии и потребностью в зависимости; алекситимия в качестве психологического диатеза, предрасполагающего к аддиктивному поведению и другим личностно-поведенческим девиациям.
Важно не только признание значимости выделенных социально-психологических факторов как «факторов риска» в формировании нарушений развития, поведения и психического здоровья ребенка, но и понимание закономерностей этого формирования, специфики тех патологических психических структур, которые в этом случае выступают своеобразными «мишенями» воздействия в комплексных интегративно-ориентированных способах работы с ребенком, имеющим проблемы развития, здоровья и поведения.
В соответствии с этим подходом при реорганизации практической, комплексной и интегративной помощи ребенку с проблемами развития, здоровья и поведения, а также его семье должна обязательно учитываться социально-психологическая составляющая.
Ее компонентами являются:
1) Организация социально-поддерживающей и психотерапевтически насыщенной среды в медицинском или немедицинском учреждении, в стенах которого осуществляется интегративная помощь ребенку с проблемами развития и поведения (например, образовательное учреждение компенсирующего вида).
2) Специализированная социальная и психологическая подготовка среднего персонала, в частности медсестер, воспитателей, в организации социально-поддерживающей среды, а также для участия в качестве ко-терапевтов в индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работе.
3) Обеспечение систематической семейной терапии как обязательного компонента комплексного интегративного воздействия, а не только психотерапевтически ориентированные беседы врача с родителями и родственниками ребенка с проблемами развития и поведения.
4) Включение в полипрофессиональную бригаду специалистов психотерапевта или детского психиатра, прошедшего специализацию по детской психотерапии.
5) Увеличение объема социально-психологических, клинико-психологических и психотерапевтических знаний и навыков у врачей-психиатров, работающих в детских учреждениях или с детским контингентом, с целью улучшения понимания ими значимости социальных и психологических факторов, а также содержания и направленности деятельности других, немедицинских специалистов, работающих с детьми.
6) Привлечение и расширение уровня взаимодействия медицинских специалистов (детских психиатров) с социальными работниками, повыщение статуса социальных работников, в том числе и посредством углубления их знаний и навыков в области саногенных факторов медицины, клинической психологии и психического здоровья.
Существенным аспектом формирования интегративного, психотерапевтически насыщенного комплексного подхода, несомненно, является не только психологически ориентированная подготовка социальных работников, но и признание за психологом, работающим в медицинском учреждении, права заниматься не только консультативно-диагностической и психокоррекционной работой, но и оказанием психотерапевтической помощи детям и их семьям с правом лицензироваться в этой области.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru