Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Пронина Л. А.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 9:20 pm    Заголовок сообщения: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Пронина Л.А.
ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», г. Москва
Целью работы являлось выявление у детей младшего школьного возраста легких, начальных признаков нарушений психического здоровья и отношение к этим изменениям их родителей.
В качестве инструмента исследования была использована эпидемиологическая карта, состоящая из нескольких разделов с общей информацией о раннем периоде жизни ребенка, условиях воспитания, семейном и школьном окружении, наличии психопатологических проявлений. Обследование проводилось с согласия родителей и в их присутствии. Задачей врача-психиатра являлась оценка психического здоровья детей начальной школы.
Всего обследовано 110 школьников от 6,5 до 11 лет одной из начальных общеобразовательных школ г. Москвы (60 детей первоклассников и 50 детей – из 4-го класса). Дети анализируемой сплошной выборки, в основном, воспитывались в условиях полной семьи (78,4%), проживали в хороших (56%) и удовлетворительных жилищно-бытовых условиях (29,8%). При поступлении в школу все дети прошли психологическое исследование когнитивных функций, которое подтвердило их готовность к школьному обучению и отсутствие у них нарушений интеллекта. В 81% случаев дети до поступления в школу посещали массовые детские сады и подготовительные группы в психолого-педагогических центрах и 94% обследованных были ориентированы к поступлению в общеобразовательную школу и начали обучение с 7 лет. Несмотря на это, дети значительно отличались друг от друга по уровню дошкольных знаний, поведению. В дальнейшем отмечались различия по степени усвоения нового школьного материала в классе, мотивации к учебе, способности концентрировать внимание, быть усидчивыми и дисциплинированными.
Исследование показало, что в первой группе 53 ребенка (48,2% случаев) были психически здоровы.
Во второй группе в 51,8% случаев у школьников (57 человек) выявлены различные психические расстройства в виде неврозоподобных, легких церебрастенических, фобических, психопатоподобных проявлений. У детей отмечались отдельные симптомы неразвернутых психопатологических синдромов, (в группе были ученики 4-го класса в 68,8% случаев). Из этой группы можно было выделить 11 детей (19,3%), у которых описанные проявления были представлены, как следствия перенесенных до обследования соматических заболеваний. Спектр неразвернутых, частичных, кратковременных проявлений был разнообразен и расценен, как «донозологические» психические реакции. Эти дети нуждались в оздоровлении соматического состояния.
У остальных детей из этой группы (46 человек, или 80,7%) эпизоды психопатологических состояний были затяжные, связанные с определенной ситуацией, часто повторяющиеся, относящиеся к психическим расстройствам пограничного типа. Психические нарушения характеризовались стойкой симптоматикой церебрастенического типа, аффективными, неврозоподобными, психопатоподобными состояниями. В неврологическом статусе этих детей выявлены выраженные симптомы резидуальной церебрально-органической недостаточности в виде гипертензионно-гидроцефального синдрома, вегетативной дисфункции, минимальной мозговой недостаточности. Под влиянием фактора школьной нагрузки, стрессовых состояний микросоциальной среды симптоматика субклинических психических нарушений легко перерастала в клинически выраженные состояния, в основном непсихотического характера. Дети становились раздражительными, возбудимыми, расторможенными, эмоционально лабильными, гиперактивными с дефицитом внимания. Появлялись нарушения сна, заикание, навязчивости, страхи и др.
Эти проявления чаще всего не замечались родителями или расценивались как простая усталость ребенка, «вредность», капризность. Необходимость проведения терапии или консультации психолога, предотвращающей закрепление подобных состояний, родителями отрицалась.
При сравнении развития психических расстройств у детей первой и второй групп было выявлено, что дети второй группы еще в дошкольном возрасте, со слов родителей, имели очень ранимую нервную систему с проявлениями утомляемости, нарушения поведения и настроения, необъяснимых страхов. Причинами, вызвавшими подобные нарушения, были родовые травмы, соматические заболевания, психотравмирующие факторы микросреды (конфликты между родителями, алкоголизм родителей, болезнь родителей, снижение уровня родительской эмпатии к детям).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о недовыявляемости начальных признаков психических расстройств у детей в начальный период обучения, о непонимании или незнании родителями детских проблем, о неблагоприятной микросоциальной обстановке, что способствует ухудшению психического здоровья школьников младшего возраста. В дальнейшем очевидна необходимость разработки профилактических, коррекционных,
психотерапевтических тренингов и организационных внутриведомственных и межведомственных программ, направленных на нивелирование субклинических нарушений у учащихся и повышение информированности по поводу проблем родителей и педагогов
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru