Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Шалимов В. Ф.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 9:22 pm    Заголовок сообщения: ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО И КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.
Шалимов В.Ф.
ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», г. Москва
В рамках концепции дифференцированного образования детей с проблемами обучения и развития выявился существенный разрыв между констатируемым увеличением количества детей с отклонениями психической деятельности пограничного характера и разработкой методологических основ коррекционно-развивающего обучения. В настоящее время нарушения психического развития и расстройства поведения у несовершеннолетних представлены трех рубриках МКБ-10, дифференцированных по этиопатогенетическому принципу: «Расстройства психологического развития» F-80 - F89), «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F-40 - F-46), «Органические психические расстройства» (F-00 - F-09). В этих рубриках нарушений не выделены пограничные психические расстройства (ППР) у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые обуславливают у них специфические расстройства школьной адаптации. На практике такой квалификационный подходприводит либо к гипердиагностике, либо к сведению всего многообразия отклонений в психическом развитии пограничного уровня к двум диагнозам – задержка психического развития (ЗПР) и общее недоразвитие речи (ОНР). В определенной степени это обусловлено положениями «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым участковый психиатр выведен из диспансеризации детей. На фоне ухудшения психического здоровья детей отмечается обострение проблем раннего донозологического выявления начальных проявлений пограничных психических расстройств у детей на начальной ступени их обучения в общеобразовательной школе. К негативным тенденциям коррекционной образовательной системы следует отнести превышение психологами, работающими в учреждениях Минобразования России, предела профессиональной компетенции при оказании консультативной, психокоррекционной, психотерапевтической помощи, в том числе, сугубо психиатрической лечебной медикаментозной помощи, с частым игнорированием индивидуальной картины психического расстройства.
Недиференцированность диагнозов «ОНР» и «ЗПР» обусловило создание в общеобразовательных учреждениях дополнительной структуры компенсирующего вида в организационном и методическом плане не получившей необходимого научно-практического обоснования. Это привело к смешиванию образовательного вектора коррекционного обучения для детей с аномальным, нарушенным онтогенетическим развитием
Пограничные психические расстройства у детей младшего школьного возраста характеризуются возрастной специфичностью и полисиндромальностью. Полисиндромальность расстройств определяется включением в их структуру следующих нарушений:
• клинически выраженные функционально-динамические психические расстройства;
• клинико-психологические признаки нарушений темпа психического развития;
• клинические и нейропсихологические признаки нарушений формирования высших корковых функций.
Разработанная для образовательных учреждений компенсирующего вида типология пограничных психических расстройств у детей младшего школьного возраста, включает следующие типы ППР: дизонтогенетический, церебральной альтерации и депривационный. Сохраняя этиопатогентический подход в классификации, мы дифференцируем возможные нарушения по степени выраженности и динамике течения, что предполагает разработку критериев психопатологической оценки расстройства с обязательным использованием нейропсихологических, нейрофизиологических и социально-психологических критериев. Данная типология пограничных психических расстройств определяет для каждого типа ППР дифференцированную полипрофессиональную программу медико-социальной помощи детям младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида, ориентированную на возвращение их в нормативную образовательную среду. Ключевым моментом, запускающим интегрированный коррекционно-реабилитационный процесс, является осуществляемая детским психиатром первичная квалификация психического расстройства пограничного уровня. Вместе с тем уже на первом этапе постановки диагноза возникает ряд проблем. Прежде всего, это необходимость постановки диффферецированного в рамках предлагаемой типологии ППР диагноза, что может быть обеспечено только при проведении совместных патопсихологических, нейропсихологических и нейрофизиологических исследований. Соответствующих методических указаний необходимых для постановки диагноза детские психиатры диспансеров или детских поликлиник не имеют, в связи с этим решение диагностических вопросов перекладывается на другое ведомство, а именно психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) при Окружных управлениях образования. Целесообразно, с нашей точки зрения, определить приоритет в вопросах диагностики пограничных психических расстройств в пользу медицинского ведомства, сохранив в структуре Окружных управлений образования Медико-педагогические комиссии по рассмотрению спорных вопросов диагностики психических расстройств, введя в их состав наиболее квалифицированных представителей специальностей: детской психиатрии, клинической и специальной психологии, коррекционной педагогики. В связи с этим актуальным становится проблема подготовки и переподготовки специалистов смежных специальностей для работы в новом
Проблемным остается вопрос об участии детского психиатра в коррекционно-реабилитационной работе непосредственно в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида. После установления клинического диагноза и направления ребенка с пограничным психическим расстройством в соответствующее его психическому здоровью образовательное учреждение, детский психиатр практически не включен (другое ведомство) в систему динамического медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, ограничиваясь участием в работе ежегодных консилиумов, определяющих эффективность коррекционно-реабилитационной работы государственного образовательного учреждения (ГОУ).
Для осуществления службы охраны психического здоровья (Макушкин Е.В., 2006) модернизации коррекционно-реоабилитационной работы необходимо решить следующие задачи:
• определить коррекционно-реабилитационные объекты терапевтического, социотерапевтического, реабилитационного воздействия в соответствии типами ППР;
• разработать « маршрут» сочетания усилий заинтересованных специалистов включая лечебно-профилактический, образовательный, социотерапевтический компоненты;
• разработать показания и методические основания динамического наблюдения детского психиатра за результатами лечебно-профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с учетом типологии ППР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Опираясь на опыт работы ряда регионов страны по оказания внебольничной помощи населению путем внедрения полипрофессионального метода работы мобильной бригады, оснащенной портативным дорогостоящим инструментально-диагностическим оборудованием, целесообразно при административных округах, городах, мегаполисах создать полипрофессиональные бригады с участием детского психиатра в целях оказания диагностической, лечебно-коррекционной и развития полипрофессиональной помощи непосредственно в местах пребывания детей.
Дальнейшее развитие этого направления профилактической деятельности сдерживается положениями «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которые вывели детского психиатра из диспансеризации детей. Целесообразно разработать дополнительные законодательные предложения в рамках «Концепции охраны здоровья детей в Российской федерации» (на период до 2010 г.), которые позволят оптимально разрешить существующую проблему обеспечения консультативной, психотерапевтической и реабилитационной помощи детям.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru