Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Легкая умственная отсталость и СДВГ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Спросите доктора
Автор Сообщение
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Вт Май 26, 2009 12:27 am    Заголовок сообщения: Легкая умственная отсталость и СДВГ

Здравствуйте, уважаемый доктор! Я понимаю, что заочно трудно увидеть проблему полностью, поэтому попытаюсь описать все как можно подробней.
Моему ребенку, девочке, сейчас 5 лет. На раннем сроке беременности, когда я ее вынашивала, была угроза выкидыша, на позднем – угроза прерывания беременности, я лежала на сохранении. Роды быстрые, поздние, в 34 года, ребенок первый. Родилась, обвитая пуповиной 4 раза. После роддома отправили в больницу с сильной гемолитической желтушкой. Были поставлены диагнозы – кривошея, тремор кистей, перинатальная энцефалопатия, гипотония мышц.
Во время беременности и после родов я была в депрессии из-за семейных проблем, что не могло не сказаться на ребенке. До года дочка росла без особых проблем, кормила я ее грудью, первые слова начала говорить вовремя. Из-за гипотонии пошла поздно, в 1 год и 4 месяца после курса лечебного массажа. Позднее мы продолжали курсы лечения с массажем. До 3 лет был сильный диатез.
Чуть раньше 2 лет дочь пошла в детский сад. Долго привыкала к детскому саду. Позднее ей стало нравиться там, к воспитателям привыкла. С детьми общалась мало. Иногда пыталась сбежать с территории д/сада во время прогулки. На следующий год у нас сменилась воспитательница. Это требовательный человек, который подавлял во-многом детей, пытаясь их уравнять под одну гребенку. Моя дочь из этого ряда явно выбивалась. Она плохо говорила. В этот же период ей был поставлен СДВГ. Гиперактивность именно в этот период проявилась в полной мере – она убегала из сада, могла залезть на пожарную лестницу, сильно отвлекалась от занятий, не слушала заданий, вставала во время занятий и уходила в другую комнату. Дети не принимали ее в свои игры, а воспитатель не находила с дочерью общего языка. Она добилась того, что по решению ПМПК мой ребенок был отведен от д/сада на год с сохранением места. Год дочь была дома. Мы лечились – массажи, уколы кортексина, пантогам и др. препараты, витамины.
В феврале 2009 г. легли с дочерью на полное обследование. Ей были поставлены диагнозы: эпилептиформная когнитивная дезинтеграция, гипотериоз, легкая умственная отсталость на органическом фоне, ЗРР. Сейчас дочь на инвалидности. Пьем лекарства: депакин, тироксин, сонапакс.
Она давно уже умеет сама одеваться (кроме кофт и курток), любит помогать по хозяйству, лепить пироги.
Очень любит книги, хотя сама еще не умеет читать, но любит слушать и запоминает стихи наизусть. Любить рисовать (хотя рисует каракули), делать аппликации, собирать паззлы, мозаику, перебирать горох, песок, собирать башни из кубиков и др. Любит подвижные игры, очень активна, постоянно в движении. Но оно зачастую бесцельное – просто бегает, дурашливо смеется, кричит, иногда размахивает руками. Эмоциональная, но перепады эмоций очень быстрые, то смеется, то молчит. Разговаривает плохо в быту –дай пить, почитай книжку, т.е., фразы односложные. В то же время, может читать стихи наизусть, или рассказать все, что нарисовано на картинке подробно: напр., девочка идет в гости, на ней красное платье, синие туфли. И это очень странно выглядит – по картинке рассказать можем многое, а просто так спрашиваю что-нибудь – словно отключается и не слышит. Кричит очень часто, без всякой цели, просто балуясь. Слушается не всегда, очень трудно уложить спать. Но если мы занимаемся за столом (как у логопеда, слушает внимательно, все выполняет). С ней занимается психолог и логопед. Занятия дочери нравятся, ходит на них с интересом.
С детьми стала общаться больше, тянется к ним играть, но они не всегда ее принимают к себе, т.к., не умеет свободно разговаривать.
Я не знаю, кого слушать. Один врач, невропатолог, говорит – учиться ей в коррекционной школе из-за отставания в развитии, другой, психолог, утверждает, что у дочери есть хороший потенциал. Воспитываем ребенка с бабушкой, отец в воспитании ребенка участия не принимает.
Бабушка утверждает, что ребенок психически нездоров – часто не понимает прямой обращенной к ней речи, иногда грызет несъедобное (вату), смеется без причины (но ведь сказать она не может, возможно, причина как раз есть), иногда «пустой взгляд» у нее, отсутствующий и на слова к ней – ноль внимания. А через несколько минут – ребенок как ребенок, и отвечает на вопрос. Гиперактивность осталась и довольно сильная. Лекарства пьем, как назначает врач, все предписания выполняем. Честно скажу, у меня слезы наворачиваются на глаза, когда смотрю на свою дочь, мне очень ее жаль. Есть у нее шансы вырасти здоровым, умным человеком? Меня так заклевали со всех сторон, особенно родные, которые говорят напрямую, что у ребенка «с головушкой не ладно», что уже руки опускаются от бессилия. Боюсь того, что будет через год-два, когда придется вести ее в школу. Девочка симпатичная, обаятельная, не агрессивная, когда улыбается, просто сердце радуется. Думаю, могут это быть последствия моей депрессии во время беременности и после родов? Может это быть из-за гипотиреоза? Что нас ждет в будущем? Пожалуйста, ответьте мне. Я очень переживаю за ребенка. Спасибо Вам заранее. С уважением, Анна.
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Вт Май 26, 2009 12:37 am    Заголовок сообщения:

Хочу добавить, что буду рада любым советам. Если можете, подскажите, что мне сейчас делать. Стоит ли ложиться в психиатрическую больницу с ребенком на обследование? До этого мы лежали на неврологии.
Забыла добавить, что социализация у ребенка очень низкая - оставить ее в чужом месте нельзя, она не понимает что значит "чужое". В больнице я всегда рядом с ней.
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Вт Май 26, 2009 6:42 pm    Заголовок сообщения:

1. Вы, к сожалению, описали ребенка недостаточно подробно... Посмотрите, пожалуйста, алгоритм описания ребенка: http://www.otrok.ru/forum/viewtopic.php4?t=2084
Цитата:
Стоит ли ложиться в психиатрическую больницу с ребенком на обследование?
с этого надо было начать: диагноз-то вам ставят психиатрический... хотя сильно сомневаюсь в том, что
Цитата:
убегала из сада, могла залезть на пожарную лестницу
следствие СДВГ.
2. Судя по процитированному диагнозу
Цитата:
эпилептиформная когнитивная дезинтеграция, гипотериоз, легкая умственная отсталость на органическом фоне, ЗРР
доминирует интеллектуальная недостаточность. Правда словосочетание "эпилептиформная когнитивная дезинтеграция" - просто нагромождение умных слов, но смысл у него тот же: когнитивный дефект...
3.
Цитата:
Один врач, невропатолог, говорит – учиться ей в коррекционной школе из-за отставания в развитии, другой, психолог, утверждает, что у дочери есть хороший потенциал
я думаю, правда где-то посредине... но все-таки, стоит больше слушать именно врачей, а не психологов... у них (за редким исключением) плохо с целостным восприятием психопатологической картины...
4.
Цитата:
Есть у нее шансы вырасти здоровым, умным человеком?
опишите, пожалуйста, ребенка подробнее. Того, что вы написали, мало даже для самого поверхностного анализа.
Цитата:
Меня так заклевали со всех сторон, особенно родные
им не стыдно?
Цитата:
могут это быть последствия моей депрессии во время беременности и после родов?
маловероятно. Все-таки доминирует органика
Цитата:
Может это быть из-за гипотиреоза?
гипотиреоз вносит свой вклад и в когнитивную недостаточность, и в аффективную патологию... но вы ведь принимаете гормоны щитовидной железы, т.е. гипотиреоз компенсирован, по идее.
5.
Цитата:
Что нас ждет в будущем?
самый сложный вопрос... чтобы на него отвечать даже предположительно, надо видеть ребенка.
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Вс Июн 07, 2009 1:01 am    Заголовок сообщения:

Здравствуйте, уважаемый Лев Олегович!
Извините за долгое молчание.
Ребенок отстает в развитии от сверстников, она часто расторможена. Иногда стесняется, особенно среди взрослых. Играть со сверстниками хочет, но не всегда умеет, теряется, стоит в стороне. Любит лазать по лестницам, залезать на высоту, страхи – собаки и темнота. Высоты не боится. Говорит мало и только о том, что ее интересует. Не агрессивна, злобы нет, поделиться может, но понятие – свое-чужое у нее слабо выражено. Недолго может играть одна, нужно, чтобы кто-то был рядом. в куклы, другие игрушки играет правильно (кормит, укладывает спать, одевает), но так как речевое развитие отстает, мало озвучивает эти игры. В песок играть любит. На улице не самостоятельна, любит, когда ее ведут за руку. Очень любит книги, может слушать их и повторять за мной тексты, наизусть читает вслух. Любит повторять одно слово по нескольку раз. Рисует, но это каракули. Умеет рисовать только линии прямые и волнистые и круги.

У меня 3 группа крови, отрицательный резус, отец ребенка с нами не живет, любит выпить. На раннем сроке беременности была угроза выкидыша, на позднем сроке (7 мес.) угроза прерывания беременности, обвитие пуповиной, гипоксия плода, гемолитическая желтушка (неделю длилась), перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза, с-м угнетения, парез, кривошея. Скорые роды (4, 5 часа) с преждевременным излитием вод, рожала сама.
После роддома была переведена в Вологодскую детскую больницу, где вылечили гемолитическую желтуху (сильную), с рождения был гипотонус. Сделан курс массажей. Головку начала держать рано, еще до месяца, активно переворачивалась. В четыре месяца появился первый зуб, зубы резались без особых мучений. Кормила грудью до 11 месяцев. Прикормы – яблоко, кашка. Первое слово – Галя (баба Галя), потом мама, баба появились в 5-6 месяцев. Улыбнулась рано, и вообще эмоционально выражалось все на лице. в 6 месяцев лечение в той же больнице по поводу гипотонуса – массажи, ЛФК, электрофорез. В 11 мес. Я уехала на месяц в другой город сдавать дипломную работу, оставив дочь на бабушку и няню, кормление грудью прекратила.
Отставание в физическом развитии – села в 8 мес., ползала мало, любила ходить, держась за опору, пошла самостоятельно в 1 год и 4 мес., после лечения в больнице – курс массажа, ЛФК, препараты. Диагноз - перинатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром.
На нейросонографии признаки постгипоксических изменений в коре головного мозга.
В этот период – с 1 года до 3 лет все время общалась с детьми – соседями по квартире. Общаться нравилось, играли вместе. Особых отличий от сверстников я тогда не замечала. Когда дочке было чуть меньше 2 лет, отдала ее в садик. Привыкала с трудом, со сверстниками почти не играла. Но потом попривыкла, стала ходить с удовольствием. Часто болела ОРЗ, был сильный диатез до 3 лет.
Иногда пыталась убежать с игровой площадки, залезть на лестницу или другое возвышение. В течение всего этого времени мы ездили в больницу на курсы лечения гипотонуса (на неврологическое отделение). К 3 годам стало заметно более, чем обычно, что дочь отстает в развитии от сверстников как физическом так и психическом. С детьми в этот период почти не играла, или стояла в стороне или со взрослым. Смена воспитателя в д/саду после 3 лет повлияла очень плохо. Дочь замкнулась, стала боязливой. В это же время начались проблемы с поведением – негативизм, гиперактивность, расторможенность, дефицит внимания, крикливость. Агрессия была только ответная, то есть, если ее обидят, но ее обидеть было легко кому угодно, так как физически довольно слабая, и теряется в такой ситуации, не зная, что делать.
Были на приеме в Центре психического здоровья детей. Зав. отделением поставила такие диагнозы – ЗПР, СДВГ, аутичные черты. Дочь в этот период почти не смотрела людям в глаза, мало общалась, почти не отвечала на вопросы, была расторможена. Были назначены препараты в 2 курса: церебролизин, нейромультивит, глицин, кортексин, пантогам. После лечения состояние ребенка незначительно улучшилось. Через несколько месяцев курс повторили. Стала смотреть в глаза, отвечать на вопросы по смыслу.
После конфликтов из-за поведения дочери в саду, ее отвели на год от садика по решению ПМПК. Год дочь была дома, водили к няне. Занималась дочь с ней неохотно, через силу. В данный момент ждем перевода в другой садик с группами малой наполняемости. Дочь посещает занятия в центре помощи семье и детям, занимается с психологом и логопедом, так же дома провожу с ней занятия я сама и бабушка. На занятиях внимание включается – на рисовании, аппликации, чтении вслух, рассматривании картинок. Пересказать картинку может полностью и в подробностях – что на ком надето, кто куда пошел и т.д.
Сейчас смотрит в глаза, пытается заговаривать со сверстниками, начинает сравнивать (мука белая, как снег). Но по-прежнему слишком расторможено себя ведет зачастую и криклива, эмоциональна. Может пожалеть, погладить. Не агрессивна, не жадная. Эмоции выражает легко, улыбается, смеется. Но иногда смеется неизвестно чему, особенно, когда пытаюсь уложить спать, начинает беситься, смеяться и бегать, балуется.
В феврале 2009 года лежали на неврологическом отделении. Прошли курс лечения, ЛФК, массаж. Ребенка наблюдали психологи, невропатолог, психиатр, логопед, эпилептолог.
Проведено обследование на ЭЭГ, МРТ, ночном мониторинге. ЭЭГ – умеренные нарушения на уровне нижнего двухолмия среднего мозга.
Диагноз – ЗРР, легкая умственная отсталость на органическом фоне.
Ситуация в семье такова, что воспитываем ребенка я и моя мама. Взгляды на воспитание ребенка у нас довольно разные. Я даю Соне больше свободы в том смысле, что не говорю постоянно нельзя и нет. Дочь по возможности дома помогает мне вытирать пыль, мыть полы (тряпку отжимает), лепить пироги, вытереть пролитое со стола, с гордостью помогает мне нести пакет (нетяжелый) и т.д. Я не трясусь так, если дочь забирается на стул. Бабушка же просто безумно волнуется. Ей легче докормить ребенка, чем дать ей самой доесть, легче одеть, чем дождаться, пока та сама оденется. Переубедить бабушку трудно очень.
Отец с рождения в воспитании ребенка участия не принимает. Психических заболеваний в роду нет, но как я уже говорила выше, отец ребенка, бывает, пьет.
Гипотонус еще сохранился, ноги и руки слабые, мелкая моторика не развита, карандаш правильно держит плохо. Иногда есть аллергия на цветущие растения в виде насморка.
Поставлен субклинический гипотиреоз, эпилептический синдром, метеочувствительна очень.
Дочь стоит на учете у районного психиатра, лечения он не назначал. Назначена инвалидность по решению ВТЭК. Сейчас принимаем депакин, сонапакс, L-тироксин, пантогам, обычные витамины.
Из еды почему-то очень любит черный хлеб с растительным маслом и солью, морскую капусту.
В данный момент думаю показать дочь вологодским психиатрам, но меня запугали тем, что дети после лечения в психиатрической больнице вообще домой возвращаются в какой-то прострации, что препараты дают очень сильные и серьезные. Стоит ли такое лечение проводить уже сейчас, когда нам 5 лет? Или, чем раньше, тем лучше?
И еще – хотелось бы узнать, почему наше лазание по пожарным лестницам – не следствие СДВГ (ведь это у нас есть, никуда не денешься)?
С уважением и благодарностью, Анна.
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Пн Июн 08, 2009 4:15 pm    Заголовок сообщения:

Начну с конца - лазание по пожарным лестницам - действие сложное и выполняется целенаправленно. При гиеркинетическом расстройстве (так в МКБ обозначают СДВГ. Термин СДВГ существует только в США и странах, использующих американскую классификацию) гиперкинезы носят малодифференцированный характер - ребенок бегает, вертится на стуле, машет руками и т.д. Они непродуктивны по природе. А залезание на пожарную лестницу - это уже результат.
О волгоградских психиатрах и больнице. Я думаю, что среди волгоградских психиатров, как и среди московских, есть хорошие специалисты и не очень хорошие. Ваша задача - найти хороших. Касательно препаратов - нейролептики вам не показаны. А ноотропы и антиконвульсанты надо по хорошему подбирать под контролем ЭЭГ в клинике. Прочитайте внимательно "Закон о психиатрической помощи..." - там все подробно описано о правах законных представителей несовершеннолетних. Прочитайте о симптомах передозировки нейролептиков - заметите у ребенка, объясните доктору, что знакомы с прокурором. А лечить дочку надо - чем раньше, тем лучше.
Теперь о вашем состоянии в целом. Как я и предполагал, у ребенка к счастью, нет аутизма. Доминирует полиэтиологическая (многопричинная) органическая патология и аутоподобное поведение - ее преходящее следствие. Я не видел ребенка, назначать лечение не возьмусь, а тактика должна быть приблизительно следующей:
Лечение должен проводить грамотный детский психиатр. Основные направления: а) определиться точнее с диагнозом пароксизмальной патологии: если это эпилепсия, то какая, где локализован очаг; если пароксизмальная активность только на ЭЭГ, то все равно следует определиться с локализацией и типом пароксизмальной активности, чтобы определиться с терапией: дозой депакина, необходимостью добавлять другие препараты (например, ламотриджин); б)комплексное методичное лечение органики - диета, дегидратация (осторожно! дегидратацию надо осуществлять очень нежно!пароксизмы!), ноотропы (тщательно подбирать сочетания под контролем ЭЭГ); в) сонапакс я бы отменил: нейролептики в вашей ситуации не показаны; г) определить уровень интеллекта, характер мышления, внимания, показатели памяти, структуру личности - нужет грамотный патопсихолог; исходя из его заключения начинать занятия по подготовке к школе (по специальным программам, в увлекательной форме), общему развитию; д) в щадящем режиме - общая физическая подготовка. Приблизительно так. Тогда (судя по вашему рассказу) можно ждать устойчивой положительной динамики. Удачи!
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Пн Июн 08, 2009 10:38 pm    Заголовок сообщения:

Спасибо огромное, уважаемый Лев Олегович, за ответ!
Ваши слова меня прриободрили, хотя я понимаю, что работы впереди предстоит много.
Сонапакс я постараюсь отменить. Врача (психиатра) буду искать в частном порядке (уже нашла несколько хороших врачей, по рекомендациям). Надеемся попасть в коррекционный детский сад с 1 сентября. Спасибо Вам еще раз большое! Дай Бог Вам здоровья!
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Пн Июн 08, 2009 10:43 pm    Заголовок сообщения:

Извините, Лев Олегович, еще один вопрос... Кто назначает диету в лечении органики? Опишите хотя бы кратко, если это возможно, какой она должна быть. Или это сугубо индивидуально?
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Ср Июн 10, 2009 11:55 am    Заголовок сообщения:

Своим пациентам назначаю я сам.
Только прошу учесть: диета не является самостоятельным лечением, она является частью комплексной многоступенчатой терапии, не заменяет, а дополняет фармакологические препараты и коррекционные занятия!!! Кратко следующее:
1) минимум жидкости (все вместе - до 2-х литров: и чай, и молоко, и сок, и суп).
2) с целью дегидратации исключаем соль или снижаем до минимума, или заменяем солью, не содержащей натрия (продается в гипермаркетах в отделах диетических продуктов и активно применяется лицами с гипертонией)
3) полностью исключаем все продукты, содержащие кофеин (лимонады, кофе, шоколад, жевательную резинку)
4) полностью исключаем соленое, копченое, очень сладкое (стимулирует потребление воды, фиксирует воду)
5) утром съедаем чайную ложку глицерина (не путать с глицином) - если противно (он студенистый) - разводим в соке (он сладкий). Побочное действие: мягкий стул.
6) Летом - панама, физические нагрузки - дозированно, спорт - нетравматичный (чтобы кулаком или клюшкой по голове не били и гипоксии выраженной, как у пловцов, не возникало).
А если по-честному, то обычно садишься с пациентом, подбираешь - и по составу продуктов, и по калорийности, и с учетом соматических факторов, благо справочники по диетологии еще не перевелись Wink
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Анналина
Пользователь


Зарегистрирован: 25.05.2009
Сообщения: 6

Добавлено: Ср Июн 24, 2009 9:10 pm    Заголовок сообщения:

Здравствуйте, уважаемый Лев Олегович!
Это снова я. Даже не знаю, как спросить... Хотелось бы узнать, где ведете прием Вы, и реально ли к Вам попасть маме с ребенком из глухой провинции? Очень хотелось бы найти действительно хорошего врача. Единственное, ехать с моей гиперактивной далеко очень тяжело. Но может хоть на консультацию?
С уважением к ВАм, Анна!
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Пт Июн 26, 2009 12:09 pm    Заголовок сообщения:

Прием-то я веду, собственно там, где работаю - в Центре им. Сербского, но стоит ли ехать из Волгограда в Москву, чтобы несколько часов провести с доктором, а потом снова ехать домой? Я бы понял, если бы речь шла, к примеру, об операции: отрезали-зашили-здоров! А тут придется регулярно наведываться, смотреть ребенка, корректировать терапию... Подумайте, стоит ли нести такие расходы, вдруг хороший доктор есть где-то рядом? Есть и еще один сдерживающий фактор - необходимость подбора противосудорожной терапии, а это лучше делать (по крайней мере, на первом этапе) в условиях клиники. Так что, если уж и ехать в Москву, так, например, в РДКБ. Позвоните мне на досуге 773-9306 - обсудим проблему.
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Спросите доктора

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru