Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Издательство
Автор Сообщение
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Вс Дек 20, 2009 11:33 pm    Заголовок сообщения: Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе

Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: Сборник упражнений: Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 160с. – (Все о психологической группе)

Специалистам, работающим с группами, рано или поздно приходится сталкиваться с ситуациями, блокирующими развитие группового процесса. Это могут быть напряженные отношения и скрытые конфликты между участниками, невыраженные эмоции, потеря внимания и т.д. Книга содержит описание процедур, помогающих стимулировать работу группы и преодолевать возникающие барьеры и помехи. С помощью этих процедур можно восстановить рабочую атмосферу, которая предполагает доверие, безопасность и готовность к риску.
Книга адресована психологам, ведущим групповую работу – в том числе, в бизнесе, в образовании, в психотерапии.

Введение

Предложенные в этой книге упражнения могут стать хорошим подспорьем для ведущих интерактивных групп любого типа. Их использование в учебных, рабочих, тренинговых и терапевтических группах способствует развитию группового процесса и повышению эффективности групповой работы.
Что касается развития группового процесса, то все мы хотели бы, чтобы он характеризовался:
• доверием и уважением участников друг к другу
• наличием общих целей и совместной работой участников по продвижению к ним
• балансом между структурированностью и спонтанностью групповой работы
• взаимной поддержкой участников, появлением у них мудрого отношения к вопросам власти и любви
• принятием участниками ответственности за свою работу в группе
• сочетанием внутренней сплоченности группы и ее открытости внешнему миру
• установлением гласных и негласных правил, способствующих эффективной работе группы
• выработкой оптимального рабочего ритма
• отношением участников к ошибкам, недоразумениям и конфликтам как к возможностям своего дальнейшего роста.

Все это отличает интерактивные группы от традиционных учебных и рабочих групп, для которых характерны:
• жесткая иерархическая структура;
• непререкаемый авторитет руководителя;
• сверхзначимость групповой задачи;
• стремление участников избегать ошибок;
• приоритет дисциплины и результата над спонтанностью;
• наличие в групповой культуре борьбы за власть и конкуренции.

Конечно, процессуальные изменения происходят и в традиционных группах, но там они игнорируются или искусственно подавляются. "Статичные" группы были уместны и даже желательны в средневековых монастырях, в школах нового времени, на предприятиях индустриального общества. До сих пор подобные группы можно наблюдать, например, в военной сфере, - короче говоря, там, где существует страх перед спонтанностью и стремление использовать человеческий потенциал только выборочно.
Сегодня, в постиндустриальном обществе, мы считаем, что умение учиться важнее получения готового знания, ценим интуицию больше, чем коэффициент интеллекта, и хотим, чтобы в нашей команде были люди, обладающие мужеством и готовностью к риску.
Интерактивные группы лучше всего соответствуют этим представлениям, так как в них акцент делается на сотрудничестве и коммуникации. Мы хотим, чтобы участники открыли свои ресурсы и взаимодействовали, учась друг у друга. Ведущий при этом становится скорее еще одним ресурсом группы, чем просто авторитетной фигурой. Успех в значительной степени оценивается всей группой; важно, чтобы каждый был доволен; ошибки и конфликты рассматриваются как возможность научиться чему-то новому. И какой бы ни была направленность интерактивной группы (обучающей, терапевтической, связанной с решением практической задачи), главной и наиболее востребованной целью групповой работы становится искусство спонтанного и творческого поведения.
Впрочем, в интерактивных группах спонтанное поведение тоже не является чем-то само собой разумеющимся. В ходе групповой работы возникают различные трудности, большая часть которых несет в себе угрозу спонтанности и креативности. Наибольшую проблему представляет переживание участниками стресса и тревоги, которое приводит к тому, что ресурсы группы используются не полностью, и групповой процесс нарушается. Что мы как ведущие можем сделать в таких ситуациях?

Замечать нарушения и сообщать о них
Поведение ведущего является для участников своеобразной моделью. Это относится и к работе с проблемами. Я всегда держу в центре внимания особенности взаимодействия участников и наблюдаю за тем, как мое тело реагирует на происходящее. Я замечаю, когда я нахожусь в напряжении, когда зеваю, когда у меня болит голова и т.д. В таких случаях я всегда задаю себе вопрос: что хочет сообщить мне мое тело? Очень часто оно говорит мне, что я слишком напряжен и что в группе тоже не все идет гладко, потому что существует какая-то проблема, которая остается невыраженной и непроработанной. Другими словами, мое тело сообщает мне о том, что в групповом процессе возникли какие-то “помехи”, и я могу рассказать группе о своих ощущениях, например: “Я замечаю, что с определенного момента чувствую напряжение. Может быть, такая проблема существует только у меня одного, а может быть, и другие испытывают что-то подобное… Как вы думаете, что именно происходит в группе? Может быть, мы все что-то скрываем друг от друга?»
Очень рекомендую с самого начала ввести в группе правила, предложенные Рут Кон: “Обращай внимание на язык тела” и “В первую очередь – работа с проблемами”. Это поможет группе быстрее идентифицировать и устранить часть трудностей. Если кто-то чувствует напряжение или скуку, испытывает боль, сильные эмоции, отвлекается, так что не может сконцентрироваться на групповой работе, хорошо, если он сообщит об этом: “Меня задело замечание Каролы…» или «Сейчас я хотел бы находиться в другом месте…”. В таком случае группа получит возможность поработать с тем, что стоит за этим высказыванием.
Конечно, я как ведущий не всегда дожидаюсь появления настораживающих телесных симптомов. Часто мой опыт помогает мне сразу увидеть возникшую трудность и понять ее причины. Лучший, с моей точки зрения, индикатор появления помех в групповом процессе – спад интереса к работе со стороны участников и недостаток спонтанности их поведения, к чему я и хотел бы обратиться в дальнейшем.

“Доверчивые” и “осторожные” группы
В начале работы участники группы, в основном, робки и не очень спонтанны. Когда они знакомятся друг с другом поближе, начинают доверять ведущему и групповой процесс становится более продуктивным, в поведении группы наблюдается все большая спонтанность: мы видим выразительные лица, участники смотрят друг другу в глаза, позволяют себе проявлять истинные чувства: смеются, плачут, выражают гнев. Тела расслаблены и подвижны, свободны в движениях. Мы можем наблюдать, что два или три участника отражают позы друг друга или синхронизируют свои движения, что время от времени участники касаются друг друга; что иногда кто-то пересекает комнату, чтобы обнять другого и т.д. Поведение участников конгруэнтно – выражение лиц и позы соответствуют тому, что они говорят. Они интересуются друг другом, показывают, что другие люди для них значимы и ценны. Они готовы идти на риск, потому что доверяют партнерам. Участникам и ведущему групповая работа в такой ситуации представляется живой, интересной, важной, продуктивной и порой глубоко волнующей.
Совсем по-другому выглядит «осторожная” группа. Участники ведут себя скованно или суетливо, уклоняются от физического контакта друг с другом. Намного реже происходит контакт глаз, взгляд часто опущен вниз или направлен на дверь или окно. Лица становятся напряженными или усталыми. Можно увидеть скрещенные руки и ноги, тела напоминают статуи – они неподвижны. Если все же допускается какой-то жест, то он выглядит странно неуместным. В комнате ощущается холодность и напряжение. Часто один-два участника доминируют в разговоре, а остальные ведут себя поразительно сдержанно. Коммуникация несвободна, сообщения носят неопределенный и абстрактный характер, полны обобщений и клише. Часто поведение участников неконгруэнтно, высказывания становятся неискренними, имеющими “второе дно”. Все происходит вязко, медленно и без увлеченности.
Никому не нравится быть в такой ситуации – ни участникам, ни ведущему, потому что такая “застывшая” группа неинтересна, она вселяет напряжение и скуку. Присутствующие как бы говорят: “Зачем я здесь? Я просто трачу время. Кто же, наконец, осмелится «сломать лед» и показать свое недовольство?”
В такой ситуации желательно, чтобы ведущий помог участникам выразить и обсудить возникшие у них трудности.

Работа с сопротивлением
Я хорошо помню свой первый опыт участия в психологической группе. Ведущим был известный психоаналитик, участниками - терапевты и социальные работники. Все мы опасались выражать себя, говорить о своих чувствах, затрагивать в разговоре личностно значимые темы. Наш молчаливый ведущий, к сожалению, сам задавал такую модель поведения. Как и нам, ему не хватало спонтанности. В результате агрессия и страх накапливались. Во время перерыва мы обсуждали, кто дольше будет терпеть эту ситуацию - мы или наш ведущий. Втайне я подумывал о том, чтобы покинуть группу, поскольку ожидал от нее совсем другого. Позже я был очень рад, когда получил возможность поработать в группах встреч, на гештальт-семинарах, в психодраматических группах, где было намного больше спонтанности.
С течением времени укрепилась моя убежденность в том, что в любой группе слишком высокая степень страха непродуктивна. Если участники чувствую напряжение и скованность, они все больше и больше закрываются и теряют желание идти на риск. Межличностная открытость, обратная связь, прямое выражение чувств и честность – все становится возможным, когда участники чувствуют себя уверенно, ощущают, что группа дает им поддержку.
Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в группе развивалась доверительная атмосфера, в которой можно обсудить возникающие трудности, открыто выразить сопротивление. Если группа работает живо, естественно и оказывает поддержку участникам, то все они могут проявлять себя и развивать свой потенциал, становиться более уверенными, остроумными, чувствительными, любящими и мужественными.

Спонтанность и стагнация
Умение вести себя спонтанно – одно из важнейших для человека. Без этого мы не могли бы быть “живыми” в любви, в общении, в творчестве и решении проблем. Без спонтанности мы не можем приспосабливаться к постоянно меняющейся жизни.
Значение спонтанности для людей помогающих профессий долгое время недооценивалось. Однако многие психологи отмечали особую роль этого качества в жизни человека. Дж. Морено, основатель психодрамы, социометрии и современной групповой психотерапии, считал спонтанность основной жизненной силой, которая “вдохновляет” чувства, мысли, действия и творчество.
В гештальт-терапии значение спонтанности открыли Фриц Перлз и Пол Гудман, считавшие, что жизнь “здесь-и-теперь” важнее, чем сосредоточенность на прошлом или фокусирование на будущем.
Создание и развитие групп встреч также было попыткой вернуть спонтанность и импровизацию в повседневную жизнь.
Несколько иное развитие этой темы мы можем наблюдать в семейной терапии, а также у Милтона Эриксона. Здесь мы снова встречаемся с положением о том, что умение гибко реагировать на складывающуюся в группе ситуацию предпочтительнее жесткого следования теории, а также обнаруживаем важный новый принцип, согласно которому внутренние проблемы каждого человека преодолеваются наилучшим образом за счет его собственных ресурсов, активизировать которые и помогает психотерапевт.
В последнее время на значение спонтанности и импровизации указывал Брэдфорд Кини. В своей небольшой работе “Ресурсно-ориентированная терапия” он рекомендует терапевтам избегать теоретизирования, психологических и социологических объяснений, а вместо этого предлагает импровизировать: “Взаимодействие, свободное воображение, импровизация создают атмосферу игры. Наличие в терапевтической работе игровой атмосферы - один из лучших показателей того, что клиент полностью задействует свои ресурсы. Там, где есть жизнь, много игры, узаконен абсурд, приветствуются эксперименты”.
Этот краткий экскурс в историю психологии, возможно, придаст вам смелость действовать в группах более естественно, поощрять спонтанное поведение участников, тем самым помогая им экспериментировать с собой.

Простые ориентиры
В заключение я хотел бы изложить несколько наблюдений и принципов, которые представляются мне важными:
1. В любом групповом процессе фазы спонтанного развития и стагнации сменяют друг друга.
2. Стагнация возникает потому, что группа или ведущий не могут задействовать свои ресурсы для решения актуальной задачи.
3. Задача ведущего – помочь группе эффективнее использовать имеющиеся у нее ресурсы. Важными условиями для этого являются взаимодействие с другими, возможность “включить” свое воображение и дать свободу интуиции.
4. Эффективность групповой работы повышается, если ведущий сам проявляет спонтанность и воспринимает свои интервенции как эксперимент или увлекательную игру, в которых каждый может чему-то научиться.
5. Очень хорошо, если участники время от времени отклоняют предложения ведущего, тем самым беря на себя больше ответственности.
6. Успешная работа в группе – скорее искусство, чем наука. У ведущих всегда есть соблазн вести группу привычным образом, опираясь только на теорию. Однако это существенно тормозит как профессиональный рост ведущего, так и развитие групп, с которыми он работает.
7. Освоение новых игр, упражнений и экспериментов открывает перед ведущим новые возможности. Чем дольше ведущий использует одни и те же процедуры, тем более привычными они для него становятся и тем сильнее его ожидания определенных результатов от их применения. Поэтому очень полезно видоизменять знакомые упражнения и использовать новые, чтобы у ведущих всегда оставался шанс относиться к происходящему с любопытством и удивляться тому, что получилось.
Я желаю вам, чтобы эта книга послужила стимулом для вашего профессионального развития и открыла новые возможности для вас самих и для участников групп, которые вы ведете.

Клаус Фопель
5. Препятствия на пути к успеху

Цели: В этом упражнении участники получают возможность поработать с тем, что мешает им в жизни.
В процессе выполнения каждый сможет заметить, как “всплывают” в его сознании и вновь исчезают старые негативные “послания”.
Для обсуждения упражнения может понадобиться довольно много времени.

Время: 10 минут.

Участники: от 18 лет.

Инструкция: Отставьте стулья в сторону и начните ходить по комнате. Двигайтесь медленно и старайтесь осознать, что является для вас препятствием на вашем сегодняшнем пути. Что мешает вам чувствовать себя деловым и энергичным? Какие помехи вы видите на пути к достижению значимых для вас целей? Что не дает вам быть успешными и радоваться собственным достижениям? Пройдитесь по комнате и проделайте честную “инвентаризацию”. Все, что всплывает в памяти, постарайтесь запомнить без всякого оценивания (2-3 минуты).
Теперь попробуйте вспомнить “послания”, которые ослабляют вашу уверенность в себе, содержат упреки или критику. Это могут быть слова, которые вам говорили в семье, в школе, на работе... Произнесите эти слова вслух - тихо или громко, как вам нравится. Если хотите, можете воспроизвести интонацию, с которой вам говорили эти слова. Если вам приходит в голову что-то, что вызывает у вас особенно сильные чувства, можете в знак протеста топнуть ногой. (2-3 минуты).
А теперь снова сядьте в круг. Давайте поговорим о том, как эти когда-то обращенные к нам слова мешают нам развиваться и быть успешными.

Обсуждение:

• Что на сегодняшний день я считаю для себя самым большим препятствием на пути к достижению желаемого?
• Что я могу сделать с этим препятствием? Просто обойти его? Использовать его при случае как точку опоры? Связано ли с ним что-то позитивное?
• Кто помешал мне в жизни больше всего?
• На каком этапе жизни я был наиболее успешным?
12. Индивидуальные блокады 1

(по Rainer)

Цели: Если нам предстоит какое-то важное дело, осуществление которого становится почти мучительным, поскольку с ним связан целый ряд сомнений и опасений, мы часто испытываем ощущение внутренней “блокированности”. У многих оно может быть вызвано необходимостью публичного выступления или написания статьи, новой работой или началом занятий каким-нибудь видом спорта.
“Внутренний цензор” говорит всему этому твердое “нет”, используя в качестве аргументов довольно туманные утверждения типа: “Это тебе не подходит”, “Нельзя так явно выражать свое малозначительное мнение”, “Это неприлично”, “Это опасно” и пр.
С другой стороны, тем самым этот “цензор” выполняет и позитивную функцию, предупреждая нас: определенные действия могут вызвать затруднения, поскольку для их выполнения у нас нет необходимых навыков. Неприятно лишь то, что мы можем овладеть этими навыками, только пойдя на риск возможных трудностей, ошибок и неудач.
Можно сравнить “внутреннего цензора” с предохранителем в электрической цепи, у которого есть дурная привычка выключать ток заранее – при нагрузках, которые еще не обязательно должны привести к короткому замыканию. Данное упражнение позволяет работать с подобными “блокадами”, являющимися своеобразным вызовом для тех, кто с ними сталкивается: при их возникновении человек спрашивает себя, чем обернутся для него возникшие затруднения – пользой или вредом. Это могут быть “блокады”, возникшие как у всей группы одновременно, так и у отдельных ее участников.

Время: около 1 часа, не считая времени на обсуждение.

Материал: бумага и карандаш, плакатные листы и мелки.

Участники: взрослые.

Инструкция: (Я исхожу из того, что “блокады”, затрудняющие взаимодействие участников или их движение к целям группы, должны быть трансформированы)
Я хотел бы предложить упражнение, которое даст вам свежую энергию. В то же время у каждого появится возможность подумать о том, в каком темпе он готов работать над достижением групповой цели.
У всех нас есть внутренние “регуляторы напряжения”, от которых во многом зависит, что и как (с какой скоростью, а точнее – эффективностью) мы делаем. Время от времени полезно спрашивать себя, соответствует ли данная скорость ситуации и нашему настроению.
Как функционирует человеческий “регулятор напряжения”? У него нет специального “переключателя”, поэтому мы можем узнать о нем только по результатам его действий. Возможно, этот “регулятор” выглядит у каждого по-своему.
Вы можете узнать о нем по тому, как он предохраняет вас от определенных действий, блокируя необходимую энергию. Он как бы поддерживает уровень вашей энергии в постоянном состоянии и не позволяет вырваться большему ее количеству, даже когда это необходимо для новой деятельности или осуществления новых замыслов. Если бы наш внутренний "регулятор напряжения" мог говорить, он сказал бы, вероятно: "Не вмешивайся", "Не делай этого, это тебе не подходит", "Не пытайся сделать это – это может раздражать других" и пр.
Чтобы быть более конкретным: найдите что-либо, связанное с вашей работой в группе, в чем вы ощущаете свою "заблокированность", чего вы боитесь, где вам неуютно и вы чувствуете себя бессильным.
Как только вам удалось идентифицировать "блокаду", быстро запишите все симптомы, связанные с ней. Не упускайте деталей и опишите максимально подробно, как "работает" эта "блокада" и на что она оказывает влияние.
(Приведите соответствующий пример)
У вас есть десять минут на выполнение задания…
А теперь, после этой подготовки, я хотел бы предложить каждому из вас сконцентрироваться на своих внутренних "регуляторах напряжения". Попытайтесь от технической символики перейти к своему собственному образу – это может быть человеческая фигура, предмет или что-то живое. Начните рисовать картину своего личного "регулятора”, который до сих пор блокировал вашу энергию. В процессе рисования вы начнете лучше понимать проблему. Возможно, вы обнаружите, что "блокада" очень важна и полезна, а может быть, узнаете, как ее можно ослабить. Или же вы увидите, что она быстро или медленно ликвидируется сама собой. У вас есть двадцать минут времени, чтобы подготовить свой набросок. Возьмите бумагу и карандаши…
А теперь вернитесь в большой круг. Пройдитесь по комнате, держа свои рисунки перед собой, и решите, с кем бы вы хотели составить "квартет"…
Разбейтесь на "четверки"… У каждого есть пять минут, чтобы прокомментировать остальным свой рисунок, объясняя способ действия ваших внутренних "регуляторов напряжения". Пожалуйста, не прерывайте говорящего. В конце у вас будет десять минут для вопросов и обсуждений…(30 минут).
А теперь вернитесь в большой круг…
(Пусть каждый участник кратко сообщит, что было для него особенно важным).

Обсуждение:

• От кого я услышал что-то важное?
• Чей "регулятор напряжения" работает так же, как мой?
• Как я себя сейчас чувствую?
• Что можно сделать, чтобы группа приблизилась к своей цели?
• Что я хотел бы сказать еще?

15. Перфекционизм

(K. W. Vopel)

Цели: Мы часто чувствуем “заблокированность”, когда предъявляем к себе слишком высокие требования. Мы опасаемся, что не достигнем намеченной планки, внутренне “сжимаемся” или выбираем неэффективный способ решения проблемы, тратя слишком много энергии и “застревая” на одном месте.
Чем сильнее выполнение задачи зависит от проработанности личностных проблем, свободного проявления интуиции и креативности, тем больше вреда приносит это внутреннее давление на собственную личность.
Это упражнение может помочь группе, страдающей от своего или чужого перфекционизма и “блокирующейся” из-за этого.

Время: в данном случае не может быть указано точно

Участники: взрослые

Инструкция: На меня производит впечатление та серьезность, с которой вы работаете, и ваше желание оставаться верными себе. Если я вас правильно понял, вы пытаетесь соответствовать тем высоким требованиям, которые вы предъявляете к качеству своей работы, и тратите на это слишком много энергии.
Может быть, вам полезно подумать над тем, как сократить свои затраты, иначе уровень эффективности вашей работы обязательно упадет. Для того, чтобы понять, как сэкономить энергию, я предлагаю вам следующее упражнение.
Я хотел бы, чтобы вы разделились на две группы, которые встали бы друг напротив друга. Участники каждой группы играют особые роли. Одна группа – это “критики”, которым все, что вы делаете, не нравится. Они считают, что вы могли бы лучше работать, что вы не выдерживаете сравнения с другими группами, что и другие значимые для вас люди тоже критиковали бы вашу работу. Короче говоря, “критик” чрезмерно требователен, резок в своих претензиях и нетерпелив в отношении темпа вашего “совершенствования”.
Участники другой подгруппы играют роли благожелательных “защитников”. Эти люди видят ситуацию под другим углом зрения и акцентируют иные аспекты. “Защитник” хорошо знает людей. Он убежден, что долгосрочный успех зависит от множества факторов. Ему действительно нравится группа, и он хочет вдохновить ее на достижение успеха. Возможно, обе подгруппы солидарны в одном: они желают успеха группе. Но их соображения относительно правильного пути его достижения все же в значительной степени различаются.
Мне бы хотелось, чтобы часть из вас подготовилась играть роль строгих “обвинителей”, а другая часть - благожелательных “защитников”. Обе подгруппы должны встать друг напротив друга, чтобы вести своего рода групповой диалог.
Пожалуйста, разделитесь по возможности на две одинаковые подгруппы и займите свои позиции…
Кто-то из участников-“обвинителей” начинает, ему отвечает участник из числа “защитников”. Начинается диалог. Хотя общение в начале может быть как достаточно спокойным, так и чересчур резким, со временем все же происходит определенное сближение позиций. Если кто-то из вас в ходе этих дебатов решит “сменить лагерь”, он имеет право это сделать. Также он может снова вернуться в свою подгруппу, если захочет.
У кого возникнет впечатление, что группа уже готова дальше успешно работать над своими задачами, тот может громко сказать: “Я хотел бы вернуться к работе” и сесть на свое место. Таким образом, постепенно “сцена” опустеет. Внимательно следите за своими чувствами и мыслями, чтобы закончить это упражнение в подходящий для вас момент.

Обсуждение:

• Как я себя сейчас чувствую?
• Какие замечания “критиков” я считаю особенно важными?
• Какие замечания “защитников” я считаю особенно важными?
• Какие конкретные изменения или новые шаги я могу предложить?
• Что еще я хотел бы сказать?
31. Восстановление сил

(по Castillo)

Цели: Это упражнение, пришедшее из гештальттерапии, хорошо использовать в ситуации, “блокированности” группы. После того, как группа в течение достаточно длительного времени интенсивно работает, у участников, как правило, возникает состояние некоторого истощения. Участникам становится труднее говорить, диалога не возникает, другими словами, психическая активность группы резко снижается.
Если вы столкнулись с подобными явлениями, данное упражнение может помочь группе, так как открывает каждому участнику доступ к собственным неиспользованным ресурсам.

Время: примерно 20 минут (параллельно с текущей работой над групповой темой)

Участники: от 14 лет.

Инструкция: Я хочу на некоторое время прервать нашу работу и предложить вам сделать небольшую "психическую гимнастику", которую вы будете выполнять параллельно с тем заданием, над которым вы сейчас работаете.
Закройте глаза и попытайтесь осознать, как вы себя сейчас чувствуете…
Подумайте, какое слово лучше всего описывает ваше нынешнее состояние… Представьте себе, что в следующие десять минут вы будете находиться только в таком состоянии. Ведите себя так, как оно того требует, при этом продолжая заниматься тем, чем занимались до этого. Сконцентрируйтесь на слове, обозначающим ваше состояние. Все несоответствующие ему настроения, чувства или желания прогоняйте прочь. А теперь продолжайте свою работу, через десять минут я скажу вам, что делать дальше…
(Спустя 10 минут) Пожалуйста, остановитесь. Попытайтесь найти слово, являющееся противоположным по значению предыдущему. Мы по-прежнему продолжаем работать над нашей основной проблемой, но, занимаясь ею, вы в течение следующих десяти минут должны вести себя так, как диктует вам это новое слово. Опять же, если у вас появляются иные настроения и чувства, отбрасывайте их. Продолжайте работу …
Еще раз остановитесь и представьте себе весь спектр ваших возможных состояний. Позвольте вашему бессознательному позаботиться об их правильном соотношении и ритме и продолжайте основную работу…




32. Путешествие в фантазию

(гештальт-техника)

Цели: Это упражнение можно использовать, когда группа теряет способность к концентрации внимания, участники устали и отвлекаются. Осознанное “переключение” на фантазии поможет участникам отдохнуть.
Рекомендуется сделать после упражнения короткую паузу, прежде чем снова начать работать.

Время: около 5 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция: Вы долгое время работали в достаточно интенсивном темпе, а сейчас, похоже, ваши силы истощились – я вижу это по некоторым признакам. Тем, кто чувствует себя уставшим, я предлагаю сделать перерыв. Для всех остальных это хорошая возможность удивиться собственному бессознательному. Примите удобную позу, сидя или лежа, в которой вы сможете расслабиться…Закройте глаза…
Сконцентрируйте свое внимание на том, как вы дышите. Дышите глубоко и равномерно…
Теперь представьте, что вы находитесь там, где вам хотелось бы находиться в данный момент – в месте, которое вы считаете идеальным для себя…
Представьте, что вы там находитесь…Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете? Что происходит вокруг вас? Какова температура воздуха? Что вы слышите, какие запахи ощущаете? Почувствуйте особую атмосферу этого места и насладитесь ею…(1 минута).
Постепенно возвращайтесь в комнату. С чем вам труднее всего расстаться? Медленно поднимайтесь, открывайте глаза и посмотрите по сторонам…
Понаблюдайте, какая обстановка окружает вас сейчас - обратите внимание на температуру в комнате, запахи, шумы, других людей рядом с вами…(1 минута).
Как отличается ситуация “здесь и теперь” от вашей фантазии? Что вам здесь нравится? Что вам мешает чувствовать себя здесь хорошо? Радует ли вас что-то?…(1 минута).
Теперь снова медленно встаньте, встряхните руками и ногами и несколько раз глубоко вдохните и выдохните…
Теперь давайте сделаем короткую паузу. Как вы считаете, сколько она должна продлиться?…
(По окончании паузы спросите о том, у кого что “осталось”. Дальнейшее обсуждение можно не проводить).



33. Теневые стороны

(по Ernst/Goodison)

Цели: Иногда группа впадает в состояние стагнации, потому что в ней не принято разговаривать о нежелательном поведении, взглядах и установках. Каждый участник знает о каких-то своих особенностях, например, склонности иногда перебивать других, но в то же время видит, что никто в группе открыто его за это не критикует.
И тогда он может начать раздумывать о том, заметили ли остальные эту его особенность, насколько она их расстраивает и когда же они наконец обвинят его в этом.
Возможно, он станет еще чаще перебивать других, чтобы в конце концов прояснить для себя, как остальные на самом деле к этому относятся, или же начнет постепенно искусственно подавлять это поведение - хотя прежде оно приносило ему определенную пользу, - чтобы избежать возможных санкций.
В любом случае, внутренняя неуверенность “блокирует” энергию и мешает разумной интеграции индивидуальных моделей поведения в процесс развития группы.
Это упражнение помогает высветить так называемые “теневые стороны” участников и увидеть, чем они могут быть полезны. Для кого-то из участников будет облегчением узнать, что критика со стороны других не содержит в себе ничего худшего, чем то, что он уже о себе знает сам.

Время: в группе из 10 участников примерно 1,5 часа

Участники: от 18 лет.

Инструкция: Я хочу предложить вам упражнение, которое будет способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества. У каждого из вас есть свои характерные особенности, все вы придерживаетесь определенных ценностей и установок в жизни. Упражнение дает возможность выяснить, какие личностные черты не приветствуются в этой группе. И тогда вы самостоятельно решите, стоит ли вам сознательно отказываться от определенных личностных проявлений или необходимо совершенно осознанно демонстрировать их, потому что это для вас важно.
Упражнение выполняется следующим образом.
Один из вас выходит из комнаты, и пока он ждет за дверью, каждый из присутствующих называет одну черту этого участника, которая ему не нравится, раздражает его или озадачивает. В это время стоящий за дверью участник может поразмышлять о том, какую роль играют так называемые “теневые стороны” в его жизни в целом и в этой группе в частности, насколько легко ему удается отказаться от них и какую услугу он оказывает остальным, если как можно меньше демонстрирует эти свои качества.
Наконец участника зовут обратно в комнату, и он должен отгадать по меньшей мере три вещи, которые были сказаны о нем во время его отсутствия. Группа подтверждает или отклоняет его предположения. Затем наступает очередь следующего участника. В конце мы все вместе поговорим о том, как можно использовать результаты этого упражнения в нашей работе.
(Никто не узнает всего, что о нем говорили. Это позволяет избежать чрезмерной психологической нагрузки. Если участник пожелает, группа может назвать ему те качества, о которых шла речь во время его отсутствия. И тогда даже очень самокритичные члены группы смогут с облегчением заметить, что другие относятся к ним скорее с опаской, чем с отвержением. Упражнение направлено в большей степени на выражение прямой, т.е. вербальной, обратной связи).

Обсуждение:

• Что было для меня особенно важным?
• Какие выводы я сделал из этого упражнения?
• Какие выводы, с моей точки зрения, должна сделать группа?
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Издательство

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru