Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Духовные основы нравственного воспитания. Часть 4.

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!
Автор Сообщение
Петракова Т. И.
Гость





Добавлено: Вт Окт 25, 2011 11:35 am    Заголовок сообщения: Духовные основы нравственного воспитания. Часть 4.

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СИЛ РЕБЕНКА.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ. РОЛЬ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Первый шаг на пути к гармонии внутренних сил — воспитание чувств. По авторитетному мнению К. Д. Ушинского и ряда других педагогов, именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. Если в душе взрослого человека имеется определенное содержание (взгляды, убеждения, предрасположения), то дети почти всецело существуют вовне — до тех пор, пока у них не установится внутренняя жизнь. Поэто¬му особое значение для них имеют впечатления, кото¬рые действуют на них непосредственнее и сильнее, чем на взрослых. «Сердце внутренне отпечатлевается по подобию внешних образов», — учит христианский подвижник святой Исаак Сирин.
Очень важно, чтобы первые впечатления ребенок получал от предметов священных. Для христианских семей такими предметами являются иконы, свечи, внутреннее убранство православного храма, весь ход богослужения, куда приносится или приводится ребенок.
Велика также роль искусства, особенно искусства классического, в развитии и воспитании чувств. Ис¬кусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувст¬вовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего не¬возможно само понятие нравственного воспитания. Образы и образцы классического искусства безуслов¬но вобрали в себя основные христианские понятия и представления. Знание, воплощенное в образе, обре¬тает черты законченности, переживается и входит в сердце и сознание ребенка, становясь неотъемлемой частью его личности.
Искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания, расширение «объема души» .
В настоящее время, в период секуляризации шко¬лы, классическое искусство может служить единст¬венным источником содержания образования . Этой проблеме посвящена новая работа Н. Е. Щурковой. Она считает главной задачей воспитания — «вхожде¬ние» ребенка в культуру и жизнь «на уровне культу¬ры» .
Несомненно обогатит школу более близкое зна¬комство с пластом духовной, религиозной культуры, образы которой — в отличие от художественных образов — внеэмоциональны и требуют особого искус¬ства постижения .

ВОСПИТАНИЕ УМА. ОСОБАЯ РОЛЬ СЛОВА

Говоря о воспитании чувств ребенка, нужно пом¬нить об их неустойчивом характере. Для придания им устойчивости и ясности следует уделять внимание ум-ственному развитию детей. Здесь много места займет работа со словом.
«У детей скоро обнаруживается смышленость, — пишет епископ Феофан. — Она современна умению го¬ворить и растет вместе с усовершением последнего. По¬этому начать образование ума нужно вместе со словом».
Приходится констатировать, что слову и его роли в воспитании и образовании детей уделяется сейчас недостаточно внимания. В результате этого в образо¬вательных учреждениях получило широкое распро¬странение такое явление, как сквернословие. Неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ привело к его обесцениванию, десакрализации, что, в свою очередь, явилось причиной ряда тяжелей-ших кризисов, которые нашли выражение в идеоло¬гии, политике, экономике, культуре.
Для педагогического осознания важности этой проблемы большое значение могут иметь работы вы¬дающегося педагога прошлого века В. Я. Стоюнина, который в своих научных трудах доказал, что пренеб¬режение к слову, неясные образы и несформированные понятия ставят ребенка в неправильные отноше¬ния к действительности, существенно влияют на нрав¬ственную сторону его жизни и в конечном итоге ведут к грубости нрава .
Можно ли серьезно говорить о воспитании и об¬разовании, о роли культуры в жизни ребенка, если многие основополагающие для формирования лично¬сти понятия в ее сознании искажены (среди них и та¬кие недавние святыни, как «Родина», «мать», «отец», «патриот», «герой»), другие ей неизвестны («Бог» и диавол», «добро» и «зло», «добродетель» и «грех», «святость», «целомудрие», «послушание» и пр.), а ос¬новой бытового общения все в большей степени ста¬новится сквернословие?
Между тем, христианская педагогика учит отно¬ситься к слову как к величайшей святыне, которая на¬сыщает ум истиной, украшая его и предохраняя от заблуждений.
При воздействии на ум, учит еп. Феофан, следует внушать ребенку здравые понятия и суждения, соот¬ветствующие «началам христианским», чтобы младе¬нец с детства строго различал добро и зло, хорошее и дурное .

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

Здравому уму и возвышенным чувствам ребенка невозможно будет проявить себя, если при этом не будет воспитана воля. Воля образует стержень харак¬тера, она является одним из свойств человеческой психики. Воля проявляется в способности к внутрен¬ним и внешним усилиям для осуществления опреде¬ленных целей, стремлений. А. С. Хомяков характери¬зует ее как «творческую деятельность разума».
Воспитание воли заключается в ее укреплении. При этом задача воспитателей заключается в том, чтобы научить ребенка ограничивать желания и по¬требности и постепенно добиваться от него умения подчинять свою волю воле родителей, педагогов, старших. Дети должны учиться повиноваться родите¬лям и взрослым «ради Бога». Здесь уместно еще раз напомнить об абсолютном христианском понимании добра и зла. Добро — то, что согласуется со святой и промыслительной Божьей волей, зло — то, что противоречит ей .
Воспитание воли в нужном направлении тем важ¬нее, что, согласно учению святых Отцов, «всякий че¬ловек тем более совершенствуется в добродетели, чем тщательнее соображает свою волю, свои пожелания с Божественною волею» . Таким образом, послушание является «добродетелью добродетелей», условием и целью воспитания всех лучших качеств ребенка.
Выше уже говорилось о том, с помощью каких средств можно этого добиться. Следует однако доба¬вить, что родителям и воспитателям необходимо нау¬чить ребенка не только умению уклонять свою волю от зла, но и научить «доброделанию», или, выражаясь научным языком, организовать упражнение волевого усилия («гимнастику поведения» по А. С. Макарен¬ко) .

ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ

С воспитанием ума, чувств, воли тесно связано воспитание совести, самого значительного проявле¬ния духовности в человеке. Совесть — одно из выражений нравственного самосознания личности, голос нашего внутреннего «я», помогающий человеку отли¬чать, что является добром и что злом, чувствовать и осознавать ответственность за себя. «...Не может быть такого решающего начала, которое было бы выше христианской совести или равно ей», — отмечает проф. П. И. Линицкий .
Этимологически слово «совесть» разделяется на две значимые части и означает «совместная весть», «совместное знание». Совесть называют Ангелом-хранителем человека. В христианстве совесть считает¬ся действующей силой души, ее центром, проявлением в человеке «голоса Божьего», того естественного нравственного закона, который Бог начертал в серд¬цах людей.
«...Вопреки нашим помыслам, стремлениям и ин¬тересам, — пишет профессор А. Гусев, — мы чувству¬ем в себе присутствие как бы особой силы, царящей над нашими помыслами, влечениями и хотениями, властно повелевающей нам и угрожающей мучитель¬ною карою за пренебрежение к ее требованиям, но в то же время неотделимой от нас» .
Именно совесть является основой общечеловече¬ской нравственности, благодаря ей любой человек, где бы он ни жил и каково бы ни было его происхож¬дение и образование, имеет возможность отличать хорошее от дурного. По состоянию совести определя¬ется нравственность человека: она может быть спо¬койной, чистой, может быть усыпленной, немощной, может быть мертвой, «сожженной» — это крайне опасное душевное состояние, которое отличается очерствением, окаменением души, оно может довести человека до катастрофы. В этом состоянии он теряет способность осознавать границы дозволенного, пере¬стает чувствовать ответственность за свое поведение и состояние, не руководствуется в своих поступках никакими нравственными нормами, принципами, убеждениями. У него притупляется или теряется «чувство ценности» — мира, человека, Творца .
Такое состояние совести приводит к развитию различных пороков, к правонарушениям и преступле¬ниям. Очевидно, что человек без совести и страшен, и глубоко несчастен, хотя внешне он может процветать. Родители и педагоги должны уделять особое внима¬ние воспитанию совести, которое заключается в ее пробуждении, укреплении и просветлении. Конкрет¬ные рекомендации по этому вопросу можно найти в недавно вышедшей книге учительницы В. М. Екимен-ковой «Вера исправляет сердца» . В общем плане можно сказать, что придание совести чистоты, ясно¬сти, живости, силы связано как с пробуждением серд¬ца, так и с усвоением ребенком правильных понятий, о чем говорилось выше, а также с формированием христианского мировоззрения в целом.
Формирование мировоззрения начинается с про¬буждения сознания. Здесь необходимо уяснение соот¬ношения умственного и нравственного. Общее прави¬ло, сформулированное И. Г. Песталоцции, заключает¬ся в том, что знание не должно опережать нравствен¬ного развития ребенка . Сосредоточение педагогами своего внимания почти исключительно на сообщении учащимся знаний, в ущерб возбуждению и развитию в них стремлений и чувствований, по мнению многих ученых, следует считать педагогической ошибкой.
«В школе слишком много сухой теории и слиш¬ком мало непосредственного соприкосновения с ок¬ружающей средой жизнью, — пишет А. Дауге, — слишком много слов, объяснений, толкований и слишком мало живой активности и самостоятельно¬сти учащихся; много фактических знаний, мало уме¬ния самостоятельно разбираться в этих фактах; много рассуждений, мало ясных представлений и сильных чувств» .
Как уже отмечалось, для детей (а чем они меньше, тем это сильнее выражается) именно чувства являются преобладающим элементом душевной жизни и естест¬венным способом познания. Поэтому теплая, заду¬шевная атмосфера в семье, эмоционально насыщен¬ная жизнь в школе играют огромную роль в воспита¬нии ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его ду¬шевных сил — чувств, ума, воли .
Неслучайно поэтому такое широкое распростра¬нение в наши дни получили учебно-воспитательные комплексы (УВК), объединения школы с внешколь¬ными учреждениями, возникшие более 20 лет назад в селах Белгородской и Курской областей. В них, наря¬ду с общеобразовательными предметами, все дети за¬нимаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией. Это дает положительный эффект и сказывается не только на эстетическом развитии де¬тей, но и на их общем развитии, учебных результа¬тах .

РОЛЬ СЕРДЦА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли должно быть подчинено самой первой и важнейшей задаче духовно-нравственного воспитания — воспита¬нию сердца, воспитанию любви. Как для человеческо¬го организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очи¬щающим ее через легкие и рассылающим ее, обнов¬ленную, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а таким центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определенную «окрашенность», светле¬ют или, напротив, омрачаются, темнеют — в зависи¬мости от «силы сердца в любви», этого выс-шего, самого глубокого и напряженного сокровен¬ного человеческого чувства.
Являясь самым сильным из чувств по своему оп¬ределению, любовь, как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Лю¬бовь является одной из высших способностей челове¬ка, функцией его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием.
Кроме того, что сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно облада¬ет способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, т. е. говорит с Богом. Пре¬жде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Очевидно, что с воспитанием серд¬ца связано воспитание мотивов к той или иной дея¬тельности.
Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. «Человек склонен... к добру и злу, — пишет Э. Фромм. — Когда обе склонности на¬ходятся в равновесии, он способен выбирать... Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе» .
Святоотеческая традиция учит оценивать по со¬стоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве опре¬делений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, теплое, любвеобильное сердце», «золотое сердце», «черствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «с легким сердцем», «сердце болит, ноет, жжет, жалеет, радуется»; «сердце не лежит», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подает», «сердце кровью обливается», «отдать свое сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полно¬ты сердца» и т. д.
Потребность сердца в любви может быть так ве¬лика, что это чувство охватывает все существо чело¬века, подчиняет себе его мысли, чувства и желания. Если такое сильное чувство, с трудом управляемое рассудком, направлено на какое-либо занятие или на другого человека, то оно превращается в страсть, не¬обузданное, неразумное влечение, которое доставляет человеку страдания, муки, телесную боль и душевную скорбь.
Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью ра-зума, свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача вос¬питания заключается в том, чтобы указать сердцу ре¬бенка предмет, достойный его любви.
«Развитие в сердце деятельной любви к Богу и ко всему Божественному, священному, — пишет епископ Феофан Затворник, — главная задача родителей» . «Любовь к Богу, — подхватывает эту мысль прот. И. Базаров, — собственно не есть заповедь, а только указание на естественную потребность неиспорченной природы человека. Дух Божественный, присущий ес¬теству человеческому, естественно стремится к своему первоисточнику и в этом стремлении находит свое блаженство» .
Но сердце предназначено не только для чувство¬ваний. Вслед за Священным писанием и святыми От¬цами Церкви философы и ученые считают его глав¬ным органом мысли. «Мы познаем в той мере, в ка¬кой любим», — свидетельствует блаженный Августин. «Любовь» («сердце»), — пишет Паскаль, — прокла¬дывает дорогу разуму к вещам и людям».
Об ограниченных возможностях рационального (логического) способа познания действительности, о мозге как об «органе внимания» к жизни, своеобраз¬ном «коммутаторе», который «ничего не прибавляет к тому, что получает», пишет французский философ А. Бергсон, отдавая приоритет в постижении жизни интуиции, идущей от сердца . И. П. Павлов своим учением о высшей нервной деятельности опытно под¬тверждает эту гипотезу, свидетельствуя о том, что в совершеннейшей части мозга, коре головных полуша¬рий, нет места для какого-нибудь центра чувств . На¬конец, профессор архимандрит Войно-Ясенецкий на основании анализа Св. Писания и научных фактов приходит к выводу, что именно сердце является орга¬ном высших чувств, важнейшим органом познания .
Все сказанное свидетельствует о том, что главная задача воспитания — научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажженное огнем Боже¬ственной любви, будет воздействовать на все душев¬ные и физические силы ребенка и устремит их на ис¬тинно доброе и прекрасное.

Выше уже говорилось о необходимости воспита¬ния не просто любви, а «меры» любви, «меры» чувств. Любовь как главная эмоция сердца может достигать такого напряжения, что все остальные, низшие чувст¬ва оказываются ей подчиненными. «Жизнь в Боге есть низвержение [т. е. умерщвление] чувств, — свиде¬тельствует св. Исаак Сирин. — Когда будет жить сердце, низвергаются [теряют силу] чувства» .
Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо, прежде всего, говорить о воспитании сердца, о любви как его цели.
«...Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви», — пишет Св. Патриарх Тихон. На это же указывали многие выдающиеся педагоги прошлого, среди которых И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. И. Пирогов. Размышления об этом важнейшем вопросе можно найти в трудах ученых и педагогов — наших совре¬менников. Особенно необходимо выделить работы В. А. Сухомлинского, который уделял большое внимание воспитанию у детей таких качеств, как любовь, доброта, совесть .
За последние годы вновь появились научные ис¬следования, посвященные проблемам воспитания от¬дельных нравственных качеств, тому или иному ас¬пекту нравственного воспитания, нравственному вос¬питанию в целом. Можно отметить работы Т. Е. Колупаевой, В. В. Григораш, А. А. Коростелевой, В. И. Новиковой, Г. П. Савкиной, С. А. Смирновой, Н. А. Трофимовой, М. Г. Яновской, И. И. Макаро¬вой, В. Г. Манджиевой, В. Ч. Ревазова, И. К. Шквону, а также монографии, сборники, пособия известных ученых Б. 3. Вульфова, В. А. Караковского, Л. И. Но¬виковой, Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щурковой и др.
Анализ этих исследований, а также сочинений пе¬дагогов — «классиков», сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и вы¬водами христианских педагогов и учителей Церкви позволяет дать краткие рекомендации относительно того, каким образом можно «воспитать сердце» .
1. Всеми возможными средствами развивать эмо¬циональную сферу ребенка, его интуицию как перво¬начальное умение «чувством познавать жизнь».
2. Основное внимание уделять воспитанию чувст¬ва любви к Богу, ко всему высокому и святому как основе нравственного воспитания.
3. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного представления о предмете любви, постепенно формировать у учащихся истинное и полное понятие о Боге и святыни (в широ¬ком смысле слова) с учетом уже сложившихся у них представлений.
4. Учить детей адекватному выражению своих чувств, исходя из психологического закона адекват¬ности чувства и его внешнего проявления: свободное выражение чувства возбуждает, усиливает его, а сдер¬жанное проявление чувств, эмоций, переживаний умеряет их.
5. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их накладывает на педагога ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Чтобы стать при¬мером для ребенка, оказывать влияние на его внут¬ренний мир, воспитатель должен проникнуться духом благоговения перед святыней, пониманием и состра¬данием к людям.
Пример как главное средство воспитания основан на склонности детей к подражанию и их неспособно¬сти отделить отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности.
6. Воспитывая сердце, необходимо помнить о том, что Дети перенимают от родителей не только интел¬лектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувст¬вовать таким же образом, как и родители.
7. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, по¬этому необходимо использовать житийную литерату¬ру, обращаться к образам святых, имена которых но¬сят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно пол¬ный и живой нравственный идеал. «...Жизнь людей богоугодных полна глубокого назидания, — пишет А. Воскресенский, — и, рассматриваемая с различных сторон ее, обнаруживает те сокровища духа и сердца их, которые как бы остаются сокрытыми от равно¬душного взора человеческого, не желающего видеть в жизни людей таинственного промысла Божия» .
8. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образами и образцами святости — музы¬кальными, живописными, архитектурными, драмати¬ческими и т. д., целостной системой художественных образов. Усиление за счет этого эмоционального поля приводит к повышению эффективности воспитатель¬ного воздействия, позволяет практически осуществить «правильный подбор впечатлений и представлений» (К. Д. Ушинский), необходимых для духовно-нравст¬венного воспитания и образования.
9. Для достижения нужного воспитательного эф¬фекта следует тщательно продумывать выбор воспи¬тательных средств, а также место и время, когда мож¬но ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости. Необходимо использовать соответствующие воспита¬тельные ситуации, стремясь не упустить из виду ни одной детали, касающейся поведения ребенка.
«В нравственном мире нет ничего мелкого и не¬значительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека, — отмечает прот. Иоанн Базаров. — Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга» .
10. Учитывая, что в нравственной жизни «мера чувств» определяется его постоянством и устойчиво¬стью (а отнюдь не только его напряженностью), необ¬ходимо уделять преимущественное внимание поддер¬жанию «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь к животным, природе и т. п.).
11. Для «зажигания» и поддержания «всех сил любви» (И. Г. Песталоцции) нужно развивать в детях молитвенность. Молитва ограждает от дурных мыс¬лей, учит собранности и сосредоточенности, наставляет на доброе. «Молитве учат детей так же, как учат говорить», — пишет известный педагог С. Н. Куломзина .

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА

Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необхо¬дим он детям для взросления души, поскольку жизнь души возвышается над жизнью плоти. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.
Согласно мнению Э. Канта идеал дает разуму, ко¬торый нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру. Таким образом, идеал относится к сфере нравственного сознания. Вместе с тем, он имеет эмоциональную окрашенность и содержит в себе об¬раз наиболее ценного в человеке, его основы, «ядра», души. В качестве категории этики идеал является кри¬терием разделения добра и зла, он заключает в себе абсолютное основание долженствования. Идеал ле¬жит в основании любого этического учения. По опре¬делению В. Даля, идеал является первообразом, про¬образом, началообразом. Идеальное, совершенное лежит в основании мира.
Идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а об¬разами и сравнениями. Идеал учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Таким образом, идеал лежит в основе формирования мировоззрения учащихся. «На детскую душу прекрас¬ный поступок действует точно так же, как прекрасное явление природы или произведение искусства потому только, что они прекрасны, что они соответствуют существенным потребностям человеческой души, что в них видимым и ощутительным образом выражают¬ся те идеалы нравственных совершенств, которые со¬зерцает ум при высшем своем развитии и которые стремится уловить воображение в лучшие минуты своей творческой деятельности»,— пишет Е. Леоно¬ва .
Можно выделить две наиболее существенные пе¬дагогические задачи, связанные с нравственным идеа¬лом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достой¬ный подражания.
Что касается первой задачи, то наиболее общие рекомендации сводятся к организации деятельности педагога по «возвышению сердца» ребенка (И. Г. Песталоцци). Об этом уже говорилось достаточно под¬робно. Здесь можно отметить только опасность воз¬никновения ложных идеалов, которые нанесут вред нормальному духовно-нравственному развитию лич¬ности. Увлекая подростка или юношу внешней привлекательностью и необычностью, яркой формой, лжекумиры вносят дисгармонию в его внутренний мир, нарушают складывающуюся в сознании иерар¬хию ценностей, вовлекают сердце, ум и чувства в ложное русло.
Вторая задача также требует умелого и вдумчивого подхода со стороны педагога. Кризис социалистической системы ценностей вызвал негативизм по отношению к прежним идеалам. Очевидно, что полное и безусловное отрицание того, что было, есть только первая реакция, за которой последует более глубокое исследование про¬блемы . Многие герои, на примерах которых воспитывались советские люди, несли на себе «отпечаток вечно¬сти», они формировали такие черты характера, как са¬моотверженность, патриотизм, мужество, доброту и другие положительные качества. Это же можно сказать и о целом ряде художественных образов, созданных со¬ветскими писателями В. Распутиным, В. Астафьевым, Ф. Абрамовым, Ю. Бондаревым, В. Шукшиным, В. Бе-ловым и др. Эти герои также представляют тот или иной оттенок святости.
Велика роль идеала и в формировании общест¬венного сознания. Сопоставление нравственных идеа¬лов учащихся дореволюционной школы и современ¬ных старшеклассников позволяет судить о приоритете тех или иных ценностей в обществе, об общей на¬правленности общественного сознания, о состоянии духовно-нравственного воспитания и образования в целом .
Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возмож¬ные добродетели, предлагает христианство. Богоче¬ловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. «Его уче-ние, — пишет С. Н. Трубецкой, — было прежде всего Он сам. Его личность была как бы живое Слово Бо¬га, — слово Божие, обращенное к человечеству» .
Образ Спасителя настолько велик и одновремен¬но прост, так притягателен, тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глу¬боки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребенка. Сложность вопроса за¬ключается в том, чтобы найти адекватную форму до¬несения до него этого высочайшего идеала.
Много ценных рекомендаций и замечаний, свя¬занных с формированием идеала, имеется в трудах В. А. Сухомлинского. Проблема нравственного идеа¬ла требует отдельного рассмотрения, в целом можно отметить определяющую роль в ее решении духовно¬го облика педагога.

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

О роли и месте педагога в воспитании и образова¬нии писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, бого¬избранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех святых дел» . К. Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требу¬ет от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т. е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач . Писатель и богослов первых веков христианства Климент Александрийский с изумительной точно¬стью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения .
Цель педагога — улучшение детской души, а от¬нюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанни¬ков. Педагог, с одной стороны, призывает исполнить то, что должно, а с другой — назидает, показывая об¬разцы для подражания. Он учит детей, прежде всего, прислушиваться и повиноваться, т. е. поступать пра¬вильно. Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.
Важнейшая задача педагога — развить в детях способность различать то, что скрывается в слове, научить их относиться к слову как к святыне. С по¬мощью слова ему важно найти «общий знаменатель» между своими познаниями и понятиями учеников. Еще важнее постоянно помнить, что главное средство воздействия — сам его облик, одинаковый с ребенком настрой души, сердечное влияние и влечение.
«Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, — пишет епископ Феофан. — Один дух влияет на другой чувством» . Поэтому педагогу необ¬ходимо не только знать учебный материал, еще важ¬нее для него умение показать его ценностную, нравст¬венную значимость, организовать такие ситуации, когда ученики смогли бы в рамках классно-урочной системы «проживать» обучение.
Педагогу существенно необходимо знание истин¬ных начал жизни, особенно в современный период, поскольку школа вынуждена заниматься духовно-нравственным просвещением, воспитанием и образо¬ванием детей зачастую без помощи родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо сделать ряд общих вы¬водов по поставленной проблеме.
1. Нравственное воспитание должно рассматри¬ваться как особо актуальная и перспективная обще¬педагогическая задача, имеющая мировоззренческое значение.
2. Правильная постановка и эффективная реали¬зация этой задачи приводит к необходимости иссле¬дования ее духовных основ.
3. Духовными основами нравственного воспита¬ния являются религиозные догматы (Божественные истины), имеющие абсолютное, непреходящее значе¬ние.
4. Самая полная, верная и законченная система догматов содержится в христианстве (в православии). Именно христианство дает наиболее целостный и всеохватный образ человека, позволяющий вывести аде¬кватные определения основных педагогических кате¬горий — «воспитание» и «образование».
5. Христианская антропология рассматривает че¬ловека как созданного Богом по Его образу и подо¬бию, цель жизни которого не исчерпывается земным существованием и продолжается за его пределами. От самого человека, от «качества» его земной жизни, от состояния его души зависит, где будет он после смер¬ти, с Богом или без Бога. Поэтому столь велико зна¬чение воспитания и образования, которые должны быть направлены, прежде всего, на жизнь вечную, на спасение души.
6. Основная задача нравственного воспитания — воспитание сердца, которое нужно очистить от стра¬стей, чтобы научиться различать добро и зло и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви. Согласно святоотеческому учению, подтвержденному последними данными ряда наук, именно сердце, являясь «чувствилищем» души, является и главным органом познания, влияющим и подчиняющим себе ум, чувст¬ва, волю человека. Таким образом, должная забота о воспитании сердца является не только условием спа¬сения души, но и условием постановки и решения важнейшей дидактической задачи — научить детей «чувством познавать жизнь» (А. Дауге).
7. Поскольку «жизнь сердца есть любовь» (Еп. Феофан Затворник), нравственное воспитание предполагает не только «зажигание» сердца, но и научение детей «мере» любви, научение тому, как лю¬бить.
8. Любовь как важнейшая эмоция сердца, как главное человеческое чувство включает в себя раз¬личные чувствования, может по-разному проявить себя. Согласно классификации В. С. Соловьева, три из них характеризуют основную сферу отношений людей: благоговение (страх Божий) — отношение к тому, что выше человека, т. е. отношение к божеству;
понимание (сострадание, жалость) — отношение к то¬му, что ему равно, т. е. отношение к другим людям;
стыд — отношение к тому, что ниже его, т. е. его от¬ношения к природе вообще и своей физической при¬роде в частности.
9. Любовь к Богу и сострадание к человеку явля¬ется основой отношений человека ко всему сущему, ко всем другим людям, а также к вещам, предметам и явлениям действительности. Поэтому основное вни¬мание необходимо уделить воспитанию у детей бла¬гоговения перед святыней, «тренировке» в доброделании, воздержанию по отношению к собственным по¬требностям.
10. С пробуждением у ребенка самосознания на¬ряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внима¬ние следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педаго-гической науки — отобрать «понятийное ядро» в со¬ответствии с возрастом учащихся.
11. Основные духовно-нравственные понятия не¬обходимо отразить в школьных учебных планах, про¬граммах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательно¬го характера.
12. Активизация нравственного воспитания на практике предполагает:
— усиление нравственного аспекта в учебном ма¬териале;
— создание специальных факультативных курсов по христианской (православной) этике для разных возрастных групп;
— подготовку пробного учебника (учебного по¬собия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих этическую проблематику;
— отражение существа наиболее важных положе¬ний по духовно-нравственному воспитанию в про¬граммах педвузов и институтов повышения квалифи¬кации педагогических кадров, учебниках и учебных пособиях по педагогике.
***
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духов¬ным основам. При этом учет положительной роли православной Церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также воз¬можностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru