Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Духовные основы нравственного воспитания. Часть 5

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!
Автор Сообщение
Петракова Т. И.
Гость





Добавлено: Вт Окт 25, 2011 11:37 am    Заголовок сообщения: Духовные основы нравственного воспитания. Часть 5

БИБЛИОГРАФИЯ

Научные статьи, диссертации, монографии

Антонов М. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. Новосибирск, 1990.
Арсеньев А. М., Королев Ф. Ф. Методологиче¬ские проблемы марксистско-ленинской педагогики: (Доклад на научном совещании руководителей науч¬но-педагогических центров и видных ученых-педагогов социалистических стран). М., 1971.
Базаров Иоанн, прот. Нравственность и жизнь. Странник. СПб, 1878. С. 187—195.
Его же. Нравственность человека вообще и нрав¬ственность христианская. — Странник. СПб., 1878. С.86—95.
Его же. Христианская нравственность. — Стран¬ник. СПб., 1878. С. 320—331.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных по¬знания. — Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Совре¬менность. М., 1990.
Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание важнейших течений в мировой педагогике (первая по¬ловина XX в.). Диссертация на соискание ученой сте¬пени доктора пед. наук. М., 1994.
Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изме¬няющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
Бруднов А. К. «Есть только один идеал совершен¬ства — представленный христианством». Сборник: Становление нравственной личности. М., 1996.
Булгаков С. Н. История социальных учений в XIX веке: Лекции, читанные в Московском Коммер¬ческом институте. 2-е изд. М., 1913.
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. М., 1997.
Гусев А. Религиозность как основа нравственно¬сти: Против автономистов. Изд. 2-е. Казань, 1894.
Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. М., 1911.
Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
Его же. Основы христианской культуры. — Соб¬рание сочинений. В 10 томах. Т. 1. М., 1993. С. 300— 307.
Его же. Путь к очевидности. — Собрание сочине¬ний. В 10 томах. Т. 3. М., 1994. С. 381—560.
Его же. Русскому народу необходимо духовное обновление. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С. 37—41.
Караковский В. А., Новикова Л. А., Селивано¬ва Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Тео¬рия и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993. Кедров М., свящ. Нравственное расслабление со¬временного общества: Слово в неделю о расслаблен¬ном. — Странник. СПб, 1878. С. 315—319.
Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992.
Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности про¬цесса нравственного воспитания подростков. Авторе¬ферат диссертации на соискание ученой степени кан¬дидата пед. наук. М., 1986.
Коростелова А. А. Формирование духовных цен¬ностей старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1992.
Кураев А., диакон. Все ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. Клин,1994.
Линицкий П. И. Христианская нравственность. — Труды Киевской Духовной академии. Книга VI. Киев, 1905. С. 234—252.
Лодыженский М. В. Свет незримый. М., 1992.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю филосо¬фию. Изд. 2-е. М., 1992.
Мартенсен Г. Христианское учение о нравствен¬ности. В двух томах. Петроград, 1915.
Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
Моносзон Э. И. Теоретические основы коммунис¬тического воспитания школьников. М., 1983.
Новикова Л. И. Коллектив и личность как педа¬гогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1978.
Песталоции И. Г. Письмо другу о пребывании в Станце. — Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М., 1981. С. 49—73.
Питирим, митрополит. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и совре¬менное общество). — Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 202—213.
Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. — Св.-Троицкая Сергеева Лавра,1994.
Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: Опыт социологического исследования. М., 1995.
Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. — Сочинения в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. С. 47—548.
Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочи¬нения. М.,1954.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изда¬ние 4-е. Киев, 1973.
Его же. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
Его же. Как воспитать настоящего человека. (Этика коммунистического воспитания). М., 1990.
Тейар де Шарден. Феномен человека. М., 1965. Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы философии и психологии. М., 1895, сентябрь. С. 484—
517.
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в рус¬ском воспитании. — Избранные произведения. М.— Л, 1946. С. 148—195.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — Собрание со¬чинений. Т. 5, 6. — М., 1990.
Федотов Г. П. В защиту этики. — Страницы ис¬тории отечественной философской мысли. М., 1991. С. 46—53.
Филарет, митрополит. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию. — О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. С. 130—141.
Его же. Нравственность христианина. М., 1991.
Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в фи¬лософскую психологию. М., 1917.
Его же. Религия и наука. — Малая Церковь: На¬стольная книга прихожанина. М., 1992. С. 41—70.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Чичагов Л. М. Что служит основанием всякой науки? М., 1996.
Шилова М. И. Теория и практика совершенство¬вания процесса воспитания идейно-нравственных ка¬честв личности подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Л., 1985.
Шубинский В. С. Педагогические основы философско-мировоззренческой подготовки учащихся средней школы. Автореферат диссертации на соиска¬ние ученой степени доктора пед. наук. М., 1987.
Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
Щуркова Н. Ю. Воспитание: новый взгляд с по¬зиции культуры (для директоров и заместителей ди¬ректоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
Яки, Стэнли Л. Спаситель науки. М., 1992.


Сборники

Дополнительное образование в области христи¬анской культуры, этики и морали: Эксперименталь¬ные программы для общеобразовательных и внешкольных упражнений. Вып. 2. М., 1993.
Дополнительное образование в области христи¬анской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения): Материалы международной конференции. М.,1993.
Дополнительное образование в области христи¬анской культуры, этики и морали. Эксперименталь¬ные программы для общеобразовательных и внешкольных учреждений. Вып. 4. М., 1995.
Нравственность и религия. М., 1964.
О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.
Проблемы гуманизации дополнительного обра¬зования детей и формирование нравственных отно¬шений в семье: Материалы международной конфе¬ренции (Туапсе, сентябрь, 1994). М., 1995.
Сборник докладов IV Международных, Рождест¬венских образовательных чтений. М., 1996.
Становление нравственной личности. Материалы, опубликованные в «Учительской газете» за период с января по декабрь 1995 г. М., 1996.
Философско-психологические проблемы развития образования. (Под ред. В.В. Давыдова). М., 1981.
Человек — храм Божий. — Св.-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1995.


Методические рекомендации, учебники, пособия

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся педагогиче¬ских колледжей и студентов вузов. В двух томах. М., 1994.
Богданова О. О. Содержание и методика этиче¬ских бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М., 1985.
Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для сту¬дентов пед. институтов. М., 1980.
Начала христианской психологии. Учебное посо¬бие для вузов. Авторский коллектив: Братусь Б. С., Воейков В. Л. и др. М., 1995.
Школа смотрит в будущее: (Из опыта работы). Под ред. П. Т. Фролова. М., 1985.


Творения святых Отцов

Добротолюбие. В пяти томах. Репринтное изда¬ние. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
Епископ Феофан. Путь к спасению. Репринтное издание. М., б/г.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение право¬славной веры. Репринт. М., 1992.
Климент Александрийский. Педагог. — Просве¬титель: Вестник духовного просвещения. № 1. М., 1994.
О борьбе с грехом и страстями по учению препо¬добного Нила Сорского. М., 1994.
Старец Силуан. М., 1994.
Творения Исаака Сириянина. Репринтное изда¬ние. М.,1993.


Работы по православной педагогике

Александр Салтыков, прот. Христианские аспек¬ты эстетического воспитания. — Дополнительное об¬разование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения): Материалы Меж¬дународной Конференции. М., 1993. С. 34—39.
Андреев М. И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возрас¬та. М., 1991.
Вопросы нравственной педагогики. М., 1992.
Жаринов К. Взгляды святителя Феофана Затвор¬ника на вопросы христианского воспитания. Диссер¬тация на соискание ученой степени кандидата бого¬словия. Сергиев Посад, 1995.
Зеньковский В. В. На пороге зрелости. М., 1991.
Его же. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии.М., 1993. Его же. Педагогика. М., 1996. Его же. Психология детства. М., 1996. Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.
Иннокентий, митрополит. Несколько мыслей ка¬сательно воспитания духовного юношества. — Опы¬ты православной педагогики. М., 1993. С. 161—175.
Крестьянкин Иоанн, архимандрит. О воспитании детей. М., 1996.
Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.
Куплетский М. А. Заметки по теории религиозно¬го воспитания. СПб., 1904.
Леонова Е. О религиозно-нравственном воспита¬нии детей. СПб, 1884.
Лихачев А. Е. Вопросы православной педагогики в трудах протоиерея Василия Зеньковского. Диссер¬тация на соискание ученой степени кандидата бого¬словия. Сергиев Посад, 1995 г.
Магдалина, сестра. Мысли о детях в православ¬ной церкви сегодня. М., 1993.
Несмелов В. И. О цели образования. — Годичный акт в Казанской духовной академии 8 ноября 1898. — Казань,1898.
Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психо¬логию. М.,1994.
О религиозном воспитании детей: Беседы св. Ио¬анна Златоуста и св. Владимира, митрополита Киев¬ского и Галицкого. М., 1993.
Опыты православной педагогики. М., 1993. Основы православного образования в России. (Выступление святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами РАО 29.12.94). — Педагогика, 1995, № 3. С. 74—81.
Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душспопечения юношества. Кур¬совое сочинение студента IV курса ЛДА. Л., 1991.
Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости: Вос¬питание детей. М.,1994.
Рачинский С. И. Из эпистолярного наследия. — Просветитель. М., 1994, № 1. С. 114—121.
Его же. Школьный подход в Нилову пустынь. — Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 69—94.
Сергеев И. И. (прот. Иоанн Кронштадский). Хри¬стианское воспитание детей. — Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 110—133.
Соотношение светского и религиозного образо¬вания (материалы «круглого стола»). — Дополни¬тельное образование в области христианской культу¬ры, морали, этики (опыт, проблемы и решения). Ма¬териалы международной конференции. М., 1993. С. 14—49.
Флоровский Г. Воцерковление школы. (На па¬мять о С. С. Рачинском). — Вопросы нравственной педагогики. Выпуск 1. М., 1992. С. 27—39.


Газетные и журнальные публикации

Газизова О. «Общечеловеческое» и христиан¬ское.— Московский церковный вестник. 1991, март. № 4 (49).
Назаров М. Наши идеалы. — Слово. 1991. № 1. С. 6—10.
Осухова Н. Г. Современные учителя о воспита¬нии, или Прошлое в настоящем. — Педагогика. 1995. № 3. С. 60—65.
Щуркова Н. Е. Философическое воспитание. — Воспитание школьников, 1996, № 2. С. 2—4.
Щуркова Н. Е. Диалогичность воспитания. — Воспитание школьников. 1996. № 3. С. 8—11.



Справочная литература

Библейский словарь. Сост. Э. Нюстрем. Торонто, Канада,1985.
Библейская энциклопедия в 2-х книгах. Репринт¬ное издание. М., 1990.
Даль В. Толковый словарь живого великорусско¬го языка. Т. 1—4. М., 1994.
Живов В. М. Святость. Краткий словарь агио¬графических терминов. М.,1994.
Ключевые понятия Библии в тексте Нового Заве¬та: Словарь-справочник. СПб, 1996.
Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
Пругавин А. С. Законы и справочные сведения. СПб, 1898.
Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т. 1.М., 1993.


Примечания к тексту
В частности, если в 1990 г. желание «жить для себя» выска¬зали 9,2% опрошенных старшеклассников, то в 1993 г. эта цифра возросла до 24,4%. См.: Руткевич М. И., Потапов В. Б. После школы: опыт социологического исследования. — М., 1995.
Подробнее об этом см.: Кураев А. Все ли равно, как ве¬рить? Клин, 1994
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Изд. 2-е.—М., 1992. С. 126-137.
Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994
См.: Назаров М. Наши идеалы. — Слово, 1991. № 1. С. 6— 10. Газизова О. «Общечеловеческое» и христианское. — Москов¬ский церковный вестник. 1991, март. № 4 (49).
Подробно об этом см. у В. С. Соловьева. Оправдание доб¬ра: Нравственная философия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. М., 1990. С. 130—135.
«Духовный, духовное» в «Толковом словаре» В. В. Даля — «все, относящееся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека». «Духовный» в «Словаре русского языка» С. И. Оже¬гова — «относящийся к религии, церкви».
Имеется в виду открытие православных гимназий, лицеев, школ, детских садов, воскресных школ, средних и высших духов¬ных учебных заведений (семинарий, институтов, академий) и соз¬дание в общеобразовательных учебных заведениях факультатив¬ных курсов по основам духовной культуры, по религиоведению и т. п.
См.: Сборник докладов IV Международных Рождествен¬ских образовательных чтений. — М., 1996.
Яки, Стенли Л. Спаситель науки. М., 1992. С. 4.
Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о че¬ловеке в христианской традиции и современное общество). — В кн.: Малая церковь. М.: 1992. С. 203. 10
Франк С. Л. Религия и наука. — В кн.: Малая церковь. М., 1992. С. 50.
Ладыженский М. В. Свет незримый. М., 1992. С. 13.
Человек — храм Божий. Ново-Голутвинский монастырь,
1995. С. 216.
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа, тело. М., 1997.
Об очищении сердца см., например: О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сорского (М., 1994) или другие подобные книги.
Здесь и далее речь пойдет о православии как главном и ос¬новном направлении в христианстве.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах. Т. I. М., 1979. С. 291.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 43.
У христианских богословов можно встретить учение о трехчастном (тело, душа, дух) и о двухчастном (тело и душа) со¬ставе человеческого существа. Разница между сторонниками дихотомизма и трихотомизма сводится к терминологии: «дихотомисты видят в духе высшую способность разумной души, посред ством которой человек входит в общение с Богом» (В. Н. Лосский. Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 6Cool, т. е. они вклю¬чают в понятие «душа» понятие «дух».
Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. (Учение о че¬ловеке в христианской традиции и современное общество). — В кн.: Малая церковь. М., 1992. С. 208.
Подробнее об этом см.: Лосский В. Н. Догматическое бо¬гословие. М., 1991. С. 240—249. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество). — В кн.: Малая церковь. М., 1992. С. 201—213.
См.: Лихачев А. Е. Вопросы православной педагогики, в трудах протоиерея Василия Зеньковского: Дисс. на соискание уч. степени кандидата богословия. Сергиев Посад, МДА, 1995.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М., 1993. С. 131.
Там же. С. 130.
По данным Комитета по спасению молодежи при Государ¬ственной Думе в деятельность таких организаций вовлечено от 3 до 5 млн. россиян. (См. Итоговый документ международного семинара по теме «Тоталитарные секты и проблемы защиты ин¬тересов и прав семьи, детей и молодежи в России. 7 декабря 1995 г.»).
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М., 1993. С. 131.
Там же. С. 130.
Пистрак М. М. Насущные проблемы современной совет¬ской школы. М., 1925. С. 96.
Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1964. С. 32.
Малая Советская Энциклопедия. Т. 2. М., 1930. С. 288.
Моносзон Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М., 1983. С. 66
Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993. С. 5.
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции куль¬туры. М., 1997.
Философско-психологические проблемы развития образо¬вания. (Под ред. В. В. Давыдова). М., 1981. С. 28.
Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С.590.
Осухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем. — Педагогика, 1995. № 3. С. 62.
Педагогическая энциклопедия. М., 1968.
См.: Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования: Материалы коллегии Мини¬стерства образования РФ от 5.06.96. М., 1996.
Караковский В. А. Стать человеком... М., 1993. С. 5.
Имеются в виду прежде всего следующие концепции: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном об¬ществе» (создана коллективом авторов под руководством 3. А. Мальковой и Л. И. Новиковой); «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы» (подготовлена научным коллективом, возглавляе¬мым О. С. Газманом); концептуальное исследование Е. В. Бонда-ревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности».
Основы православного образования в России. Доклад Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами Российской академии образования. — Педаго¬гика, 1995. № 3. С. 75.
Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о че¬ловеке в христианской традиции и современное общество). — В кн.: Малая церковь. М., 1992. С. 213.
Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества. Рукопись. С.-Петер¬бургская Духовная Академия, 1991. С. 5.
См.: Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. Его же: Взгляды, опыты и средства, содействующие ус¬пеху природосообразного метода воспитания. — В кн.: Песта¬лоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. М., 1981. С. 81—86, 129.
Ильин И. А. Путь очевидности. — В кн.: Ильин И. А. Соб¬рание сочинений. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 415.
Салтыков А. А. Христианские аспекты эстетического вос¬питания. — В сб.: Дополнительное образование в области хри¬стианской культуры, морали и этики: (Опыт, проблемы, реше¬ния). М., 1993. С. 37.
Федотов Г. П. В защиту этики. — Философия и жизнь. 1991, №9. С. 50.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М., 1993. С. 53—54.
Андреев М. И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. М., 1991. С. 10.
Ильин И. А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С.409.
Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. — В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. М., 1981. С. 82.
Епископ Феофан. Путь к спасению. Репринтное издание. М., б/г. С. 34.
Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Сло¬варь-справочник. С.-П., 1996. С. 64—66.
Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о че¬ловеке в христианской традиции и современное общество). — В кн.: Малая церковь. М., 1992. С. 208.
Несмелов В. И. О цели образования. Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной акаде¬мии 8 ноября 1898 года. — В кн.: Годичный акт в Казанской ду¬ховной академии 8 ноября 1898 г. Казань, 1899. С. 19—20.
Там же.
Именно в этой особенности заключена главная сложность преподавания христианского вероучения и других подобных дис¬циплин.
Несмелов В. И. О цели образования. Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной акаде¬мии 8 ноября 1898 года. — В кн.: Годичный акт в Казанской ду¬ховной академии 8 ноября 1898 г. Казань, 1899. С. 16.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М., 1993. С. 166.
Песталоцци И. Г. Взгляды, опыты и средства, способст¬вующие успеху природосообразного метода воспитания. — В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1984. С. 114.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М., 1993. С. 152.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан¬ской антропологии. М.,1993. С.155.
Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 6.
Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Про¬тив автономистов. Издание 2-е. Казань, 1894.
Губанов Н. И; Простые нормы морали и религия. — В сб.: Нравственность и религия. М., 1964. С. 91.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. С. 3.
Там же. С. 5.
Там же. С. 31,45—49.
Там же. С. 47.
Там же. С. 10, 11, 15,40.
Федотов Г. П. В защиту этики. — В кн.: Федотов Г. П. О судьбе русской интеллигенции (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М., 1991. С. 48.
Кавелин К. Д. Задачи этики. СПб, б/г. С. 35.
Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы филосо¬фии и психологии. М., 1895, сентябрь. Книга 29 (4). С. 491. 41
Булгаков С. Н. История социальных учений в XIX веке: 1 Лекции, читанные в Московском коммерческом институте. 2-е изд. М, 1913. С. 10.
Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы филосо¬фии и психологии. М., 1895, сентябрь. Книга 29 (4). С. 503. 42
Лосский В. Н. Догматическое богословие. — В кн.: Лос¬ский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 242—244
Подробнее об этом см.: Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы философии и психологии. М., 1895, сентябрь. Книга 29 (4). С. 484—517.
Андреев Г. Л. О религиозном понимании добра и зла. — В сб.: Нравственность и религия. М., 1964. С. 38.
Словарь по этике. / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Ко¬на. — 6-е изд. М., 1989. С. 98.
Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования. Материалы коллегии Министерства образования РФ 5.06.96. М., 1996. С. 4.
Назаров М. Наши идеалы. — Слово, 1991, № 1. С. 6—7.
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском вос¬питании. — В кн.: Ушинский К. Д. Избранные произведения. М.—Л, 1946. С. 153.
Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Стан-Це. — В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочи¬нения. Том 2. М., 1981. С. 81-83.
Прот. Базаров И. Христианская нравственность; — Стран¬ник. СПб, 1878, август. С. 330-331.
Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо¬фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I.M., 1990. С. 130.
Резников В., свящ. Чувства добрые. — Литературная газе¬та. 1991, 17 апреля (№ 15).
Беседы митр. Владимира (Богоявленского). — В сб.: О ре¬лигиозном воспитании детей. М., 1993. С. 44.
Любопытно наблюдение над системой подобных подмен в идеологической сфере: «рай» — светлое коммунистическое будущее; «единомыслие» — классовая солидарность; «крещение» — принятие в партию; «Св. Троица» — Маркс-Энгельс-Ленин; «Святейший синод» — политбюро; «св. мощи» — мавзолей; «иконы» — портреты вождей; «хоругви» — красные знамена; «литургия» — партийное собрание; «крестный ход» — демонст¬рация. (См. в кн.: Начала христианской психологии. М., 1995. С. 4Cool. Примерно то же происходило и в педагогике.
Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо¬фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том1.М, 1990. С. 135.
Митр. Владимир (Богоявленский). Воспитание чувства стыдливости. — В сб.: О религиозном воспитании детей. М., 1993. С. 55—59.
Митрополит Владимир (Богоявленский). Воспитание само¬ограничения, или самоотвержения. — В сб.: О религиозном вос¬питании детей. М., 1993. С. 52—55.
Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо¬фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том1.М, 1990. С. 165.
См., например, «Добротолюбие» — собрание сочинений отцов Церкви о внутренней, духовной жизни во всех ее направ¬лениях и действиях. — Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1992
Митрополит Владимир (Богоявленский). О видимости, сущности и начале воспитания. — В сб.: О религиозном воспита¬нии детей. М., 1993. С. 33.
Проф. архим. Платон (Игумнов). Нравственность. — В кн.: О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. С. 334.
См.: митрополит Владимир (Богоявленский). Воспитание правдивости. — В сб.: О религиозном воспитании детей. М., 1993. С. 48—52.
Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — возделывание, обработка, уход за землей.
Старец Силуан. М., 1994. С. 32-33.
Еп, Феофан Затворник. Путь к спасению: Репринтное из¬дание. М., б/г. С. 29.
Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. М„ 1911. С. 7—8.
Лернер И. Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения. — В сб.: Пути совер¬шенствования содержания учебно-воспитательного процесса в средней школе. М., 1981. С. 11
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции куль¬туры. М„ 1997. С. 7—8.
См.: Прот. Александр (Салтыков). Христианские аспекты эстетического воспитания. — В сб.: Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, пробле¬мы, решения): Материалы Международной Конференции. М., 1993. С. 34—39.
Стоюнин. В. Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. С. 351.
Еп. Феофан Затворник. Путь к спасению. Репринтное из¬дание. М., б/г. С. 37—38.
Желающие более основательно ознакомиться с этим во¬просом могут обратиться к книге митрополита Иоанна Макси¬мовича «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею». — Серафимо-Дивеевский монастырь, 1994.
Митр. Иоанн Максимович. Илиотропион, или сообразова¬ние человеческой воли с Божественною волею. — Серафимо-Дивеевский монастырь, 1944. С. 353.
Уместно отметить, что труды этого выдающегося педагога, имя которого было предано забвению в годы «перестройки», для теории и практики воспитания в целом и для рассматриваемого вопроса в частности имеют большое значение.
Линицкий П.И. Христианская нравственность. — Труды Киевской духовной академии. Книга VI. Киев, 1905. С. 249.
Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Про¬тив автономистов. Изд. 2. Казань, 1894. С. 88.
См. работы Н. Е. Щурковой: Диалогичность воспита¬ния.— Воспитание школьников, 1996. № 3. С. 8—11; Философи¬ческое воспитание. — Воспитание школьников, 1996, № 2. С. 2— 4; Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.
См. Песталоцции И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. — В кн.: Песталоцции И. Г. Избранные педагогические сочинения. Том. 2. М., 1981, С. 81—83.
Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. М, 1911.С. 5—6.
О том, что это должна быть именно «жизнь в школе», о не¬обходимости включения содержания обучения, самих уроков в жизнь ребенка убедительно и ярко пишет известный педагог и ученый Ш. А. Амонашвили. См.: Амонашвили Ш. А. Воспита¬тельная и образовательная функция оценки учения школьни-ков. М., 1984. С. 185—186.
См.: Школа смотрит в будущее. М., 1985. С. 54—58.
Фром Э. Душа человека. М., 1992. С. 107.
CM. Словари русского языка В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова и др.
Свт. Феофан Затворник. Путь к спасению. Репринтное из¬дание. М., б/г . С. 41.
Прот. Базаров И. Христианская нравственность. — Стран¬ник. СПб., 1878, август. С. 327.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Его же: Материя и память. — В кн.: Бергсон А. Собрание сочи¬нений. Т. 2. М, 1992.
Цитирование по книге: Арх. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1997. С. 43—48.
Архимандрит Лука (Войно-Ясненецкий). Дух, душа и те¬ло. М., 1997. С. 26—48 (глава «Сердце как орган высшего позна¬ния»).
Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репринтное из¬дание. М., 1993. С. 411.
См., например, его книги: Сердце отдаю детям. Изд. 4. Ки¬ев, 1973; Методика воспитания коллектива. М., 1981; Как воспи¬тать настоящего человека. М.,1990 и др.
Эта проблема, безусловно, требует более глубокого и об¬ширного освещения.
Воскресенский А. Подвижники Богородицкого монастыря Нижегородской епархии. Оранский Богородицкий монастырь, 1907. С. 4.
Базаров И., прот. Нравственность и жизнь. — Странник, том IV. СПб. 1878. С. 190.
Куломзина С. Н. Наша церковь и наши дети. М., 1991. С. 38.
Леонова Е. О религиозно-нравственном воспитании детей. СПб,1884.С.62.
В педагогической энциклопедии, подготовленной в годы «перестройки», можно, к примеру, встретить такой пассаж: «Бесперспективны и обречены на неудачу попытки возвести в идеал образы конкретных лиц, выдвинуть их в качестве примеров для подражания (как, например, в СССР галерея пионеров- и комсомольцев-героев, совершивших жертвенные деяния во имя Отчизны)». [Подчеркнуто нами]. — Российская пед. энциклопе¬дия. В двух томах. Том 1. М., 1993.
Коростелева А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. — Автореф. дисс. на соискание уч. степени к. п. н. М., 1992. С. 14.
Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы филосо¬фии и психологии. М., 1895, сентябрь. С. 503.
Еп. Феофан Затворник. Путь к спасению. Репринтное из¬дание. М., б/г. С. 494.
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском вос¬питании. — В кн.: Ушинский К. Д. Избранные произведения. М.—Л.,1946. С. 179.
Климент Александрийский. Педагог. — Вестник духовного просвещения. № 1. М., 1994. С. 7—9.
Еп. Феофан Затворник. Путь к спасению. Репринтное из¬дание. М., б/г. С. 24.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru