Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Психологические механизмы формирования патриотического потен

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Елена Викторовна
Пользователь


Зарегистрирован: 09.09.2012
Сообщения: 1

Добавлено: Вс Сен 09, 2012 8:35 pm    Заголовок сообщения: Психологические механизмы формирования патриотического потен

Психологические механизмы формирования патриотического потенциала воспитанников детского дома

Выступление педагога-психолога Сосниной Е.В. на заседании методического объединения воспитателей ГКОУ ПК “Детский дом №3” города Перми, кадетское отделение 16.02.2012 года

Патриотизм – социально-психологическое образование, в которое включены процессуальные механизмы психики человека (ощущение, восприятие, воображение), а также индивидуально-психологические особенности (направленность, ориентации, интересы и убеждения), проявляющиеся в личной сопричастности к делам Родины, отечества, народа.

Социально-психологический инструментарий формирования патриотических чувств, настроений:
- уровень развития психических процессов у человека (ощущений, восприятия, представлений, эмоций, воли и т.д.);
- уровень развитости социально-психологических особенностей (направленности, интересов, ценностей, убеждений);
- социально-психологическое настроение;
- психические особенности человека (например, характер).

Эмоционально-волевые качества, чувства, представления, характер – все эти проявления психических процессов, которые участвуют в формировании патриотических чувств, настроений и активизируют их.

В настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания воспитанников детского дома усугубляются следующими факторами:
-не сформированный с детства эмоционально привлекательный образ родного дома, который является основной предпосылкой формирования патриотизма.
Образ родного дома включает в себя и образы близких людей, в первую очередь, образ матери. Образ родного дома – один из психологических механизмов стабильности психики, источник уверенности в себе
( Анжелика О., Кристина С. матери лишены родительских прав, привлечены к уголовной ответственности за жестокое обращение с дочерьми);
- нарушения взаимоотношений в семье, пережитые в раннем возрасте
лишают индивида психологической опоры, снижают устойчивость психики к любого рода ситуационным воздействиям и в конечном итоге могут способствовать противоправной направленности поведения
( Максим Б. восемь лет прожил в приёмной семье, 2011 год опекуны отказались от него по причине пожара, который устроили приёмные дети, сгорел дом и всё имущество; Олег Д. не оценил заботу со стороны опекуна, обманывал, воровал деньги);
- неблагополучные условия и качества жизни, трудные обстоятельства,
направленные против человека могут менять отношение к Родине. В период неблагополучных обстоятельств у человека снижается активность протекания психических процессов, появляется подавленность, ухудшается социально-психологическое самочувствие;
- неблагоприятные психосоциальные условия негативно влияют на эмоциональную сферу человека
это отрицательно отражается на физических ощущениях, представлениях, восприятии – они теряют остроту, патриотические чувства лишаются ясности, притупляется чувство личной сопричастности истории, традициям страны, народа;
- несоответствие окружающих реалий (платное образование, услуги, материальная необеспеченность) патриотическому настроению воспитанников;
- низкий уровень сформированности социально-психологической готовности к жизни вне детского дома, неясность перспективы на будущее;
- нарушение патриотической адаптации в среде российской молодёжи вообще;
- напряжённость в национально-этнических отношениях в обществе;
- усиление индивидуалистических тенденций в современной молодёжной среде.


Качества, наиболее характеризующие патриотизм:
1. чувство долга;
2. чувство собственного достоинства;
3. ответственность;
4. честь;
5. гордость;
6. верность традициям;
7. честность;
8. целеустремлённость;
9. любовь к другим;
10. воля


Цель патриотического воспитания:
добиться того, чтобы содержание требований:
а) соответствовало общечеловеческому опыту;
б) стало содержанием внутренних требований индивида к самому себе.

Задачи:
- сформировать у ребёнка эталоны поведения, соответствующие этическим, требованиям;
- выработать привычку постоянной оценки своего поведения;
- развивать способность к переживанию совпадения или несовпадения своего поведения эталону.

Чувство собственного достоинства:
- внутреннее ощущение уверенности;
- критичность (будучи вне критики переходит в амбициозность);
- чувство юмора (способность увидеть смешное, как в окружающем, так и в собственном поведении).

Чувство собственного достоинства формируется:
1. отношения с матерью, с переживания своей защищённости. Индивид, склонный к проявлениям тревоги, не может испытывать внутреннее ощущение уверенности, которое является компонентом чувства собственного достоинства;
2. различение половой принадлежности других людей и своей собственной, когда индивид знакомится с типичными образцами поведения окружающих, это подкрепляется неосознанным подражанием матери или отцу, а затем кому-то из вызывающих симпатию окружающих, всегда с учётом половой принадлежности.


Чувство собственного достоинства даёт индивиду уверенность в общении: человек, осознающий соответствие своего поведения принятым на себя обязательствам, чувствует себя уверенно в любых ситуациях, так как источником уверенности становится постоянный и не зависящий от внешних причин фактор – обращение к самому себе.
Чувство собственного достоинства – важный фактор социальной компетентности личности.
Социальная деградация личности начинается именно с утраты чувства собственного достоинства (бомжи, бродяги).

Чувство собственного достоинства воспитывается.
Индивиды с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Пониженное самоуважение коррелирует со всеми формами отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в криминальных группах, совершением правонарушений, агрессивным поведением, наркоманией, алкоголизмом, различными психическими расстройствами.

Таким образом, человек уже с раннего детства познает окружающий мир (в работу психики включены познавательные процессы ощущение, восприятие, представление и т.д.) и одновременно чувствует, созерцает его (в работу психики включены эмоциональные процессы). Посредством этих процессов, а также воли, у ребенка, подростка под влиянием ближних целей формируются «ростки» детского, «местного» патриотизма, проявляющегося в любви к матери, отцу; «влюбленности» в свои игрушки, детскую площадку, свою улицу, времена года, погоду и т.п. — во все природно-пространственное окружение.
Задача всех наших воспитательно-образовательных программ и мероприятий должна состоять в ориентации ребенка, подростка, молодого человека на любовь к родным, на «влюбленность» в общение с природой; в осознании места и роли формирующегося патриотичного своего «Я» в окружающей действительности и деятельности (игровой, профессиональной и т.д.) посредством «процессуальных» психологических механизмов и диспозиций. Психические явления (процессы, состояния, свойства и особенности личности) являются психологическим «процессуальным» алгоритмом формирования патриотических представлений.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru