Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Насилие и дети в современной России

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Девиантное (отклоняющееся, аномальное) поведение
Автор Сообщение
Калинкина М. Ю.
Гость





Добавлено: Сб Янв 14, 2006 12:47 am    Заголовок сообщения: Насилие и дети в современной России

М. Ю. Калинкина



Россия на перепутье: насилие и дети современной России


Family violence and the children

The problems of the violence in the family and abusing the children have an strong impact and take an important place in the modern society, particularly in the 21 century. This article describes the reasons and the consequents of the violence in the family especially children’s violence.
The worst consequent of the violence in the family is actually the destroying of the family, followed by the hopeless in the future, producing an aggressive children’s behavior and creating an situation where the children believe that is actually not possible to change the circumstances in theirs surrounding.
The main message of this paper must be avoid the violence by increasing the self-awareness on the existence of under positive approaches in the process of conflicts resolving, particularly by improving the common understanding and empathy to the positions of the “others”.


Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в истории общественной мысли, особенно в ХХI веке занимает особое место: две мировые войны, многочисленные этнические и социальные конфликты, терроризм, массовая культура - все это способствовало легитимации и культу насилия в общественном сознании.
А. А. Гусейнов характеризует насилие как внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Насилие возросло как на уровне государства, так и на уровне индивидуального поведения. Рост насилия вызван социально-экономической ситуаций в стране, резким падением общественных нравов, общественной дисциплины и рядя других факторов.В результате все более глубокого проникновения насилия в жизнь семьи разрушается нравственность, теряется связь поколений, лучшие традиции семейного воспитания, растет детская безнадзорность и беспризорность, формируется уверенность в безнаказанности насилия.
Решение проблемы насилия в семье и обществе напрямую зависит от степени осознания обществом глубины этой проблемы, ее последствий, выражающихся, прежде всего, в эскалации насилия: "насилие порождает насилие" [1]. Поэтому постановка проблемы насилия в семье, формирование теоретической базы, достоверной статистики, анализ причин применения насилия, степени распространенности, видов насилия - это первый шаг к ее разрешению.
Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.
По вине взрослых дети оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [2].
Ранее многие виды насилия в быту были узаконены, т.к. мужчина как глава семьи обладал широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. Объектом серьезного изучения жестокое обращение с детьми в современном мире стало после того как американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г., обнаружив случаи насилия над детьми, описали «синдром избиваемого ребенка» [3].
В настоящее время достоверная статистика отсутствует и в ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» сведения о детях, переживших насилие в семье, не включаются. Однако в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1993 по 1996 гг. количество таких преступлений возросло в 1,5 раза [4].
Насилие с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Этим родителям не хватает педагогических знаний, поэтому необходимо заниматься педагогическим просвещением населения.
Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети. Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15 – 17-летних (14,2 случая на 1000 исследуемых). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время, случаи плохого ухода и пренебрежение со стороны родителей, напротив, чаще фиксировались в младшей возрастной группе (23% случаев касались детей от рождения до двух лет). Дети виновными признают обоих родителей (94,2% всех случаев), однако в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8 %), а не мужчины (39,2 %). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы – в 45 и 41% соответственно. Семейное воспитание и уход за ребенком – в большей степени материнская, а не отцовская сфера [5].
Отвечая на вопрос «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности – 26 %; срывая раздражение – 29 %; когда в доме беда – 20 %; когда не могут справиться с ними другим способом – 19 %; потому что их не любят – 5 %; это делают психически неуравновешенные – 14 %; это делают пьяницы, алкоголики – 29 % [6].
Существуют два подхода, объясняющие причины насилия и жестокости в семье: социологический и психологический.
Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те – к жестокому обращению со своими домочадцами.
Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, характерами личности, поведения ребенка или родителей, отрицательного личного опыта родителей, пережитым ими в детстве, а также употреблением алкоголя и наркотиков.
Необходимо отметить, что насилие в семье – это и психологическое давление, унижение, изоляция, экономическая зависимость. Оно может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы.
Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом. Каждый год, более 50 тыс. российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев; по данным на 2002 г. в розыске находятся 25 тыс. несовершеннолетних. От общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений 38 % составляют неспособные защититься дети, инвалиды, женщины [7].
Сексуальное насилие над детьми (child sexual abuse – CSA) американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется «вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия» [8]. Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка. Поэтому термины «сексуальное злоупотребление» и «сексуальное насилие» должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только сам половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т.д.
Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест - кровосмешение и эбьюз - использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. В Европе жертвами сексуальных посягательств со стороны ближайших родственников считают себя от 6 до 62 % женщин и от 3 до 31 % мужчин [9]. В США ежегодно сообщается властям о 150 – 200 тыс. случаях сексуальных злоупотреблений в семье. При этом контактному насилию в возрасте до 14 лет подвергаются 20 – 30 % девочек и 10 % мальчиков. В 45 % случаев насильником является родственник, в 30 % - знакомый семьи. В 90 % случаев агрессоры – мужчины [10].
По словам сотрудников немецкого общества «Женщины для женщин» (Verein Frauen für Frauen) в рамках программы «Против насилия над женщинами», а также службы интеграционной помощи и психолого-социальной консультации для русскоязычных женщин «почти 60 % обращений в службу связаны с домашним насилием. Из всех зарегистрированных в полиции случаев рукоприкладства в семье 24 % в регионе Ганновера в 2004 году приходились на русскоязычные дебоши. То есть после коренных немцев и турок (26 %) мы, к сожалению, занимаем третье место. Кроме того, в 2004 году из 54 систематически избиваемых своими мужьями русскоязычных женщин, которые обратились к нам за помощью, 29 были замужем за коренными немцами. В некоторых случаях доходило даже до госпитализации пострадавших» [11].
Вместе с тем, английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет «особенно коварным», «причиняющим значительный ущерб развитию личности» [12]. Однако российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка». Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей [13]. Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие [14].
Безусловно, не каждый человек в состоянии трезво оценить ситуацию и планомерно идти к намеченной цели. Возникающее состояние кажущейся бесперспективности, беспомощность и отсутствие самостоятельного решения собственных проблем, частая смена настроений, обиды, провоцирование конфликтов с детьми и в семье, пессимистических взгляд на жизнь являются причинами депрессии у человека.
Повышенная утомляемость и нервозность, чувство вины и неполноценности, состояние безнадёжности и одиночества, непонимание со стороны окружающих, навязчивые тревожные мысли, расстройства сна, проблемы с концентрацией внимания - все эти признаки могут быть симптомами депрессивного состояния, которое маскируется под всякого рода телесные недуги: боли в спине и суставах, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные расстройства, мигрень, астму, повышенное или пониженное кровяное давление.
Непроизвольно женщина, к примеру, требует от неуспевающих детей в школе быть менее ленивыми, а от потерявшего работу мужа стать таким же предприимчивым, как другие, или помогать ей по хозяйству. В семье начинаются ссоры и скандалы на глазах у детей. В результате супруг старается сократить свой пребывание дома до минимума, ищет поддержку на сторону и нередко крепко выпивает с товарищами по «семейному несчастью». Алкоголизация только усугубляет проблемы. Накопленные обиды получают разрядку в форме агрессии на всех членов семьи, которые доходят до физической расправы.
Несомненно, дети, растущие в семьях, где к ним относятся жестоко и несправедливо, идут драки между отцом и матерью, где необузданность поведения стала нормой бытия, достаточно рано привыкают своими физическими действиями снимать стрессы, когда вдруг приходят в растерянность от жизни или сильно расстраиваются [15].
По данным статистики, в 2002 году в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним [16]. Данные показатели свидетельствуют о том, что в России до сих пор отсутствуют специальные законодательные акты, в соответствии с которыми запрещается бить детей. По информации Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10 % детей умирают от полученных побоев [17].
Вместе с тем, обиды, стрессы, психологические проблемы у детей, а также переносимые порой в школе издевательства со стороны одноклассников часто остаются незамеченными членами семьи. Родители, которых дети раньше воспринимали как опору в жизни, оказываются беспомощными, неспособными защитить ни себя, ни их. Дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой агрессию, накапливают обиды в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежелание учиться. Ребенок перестает адекватно реагировать на окружение, что, в свою очередь, усугубляет депрессивное состояние матери или членов семьи. Бывает и наоборот. У ребенка появляются мысли о суициде [18]. В данном контексте под суицидальным поведением понимаются все стороны отношения индивида (мысли, эмоции, словесные высказывания, действия) к возможной смерти в результате собственных действий.
Именно такое саморазрушительное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Среди молодежи распространены также и другие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением. Анализ результатов социологического опроса 18 - 19 летних юношей и девушек производит удручающее впечатление. У четвертой части опрошенных наблюдается насколько пессимистическое отношение к жизни, что смерть представляется им «освобождением от физических и духовных мук». Старость и смерть воспринимается многими как поражение, за которым следует социальная незащищенность и унижение [19].
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанными с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством, из 8000 детей, совершающих самоубийство за год, примерно 2 тысяч детей и подростков [20]. 8 - 9 тысяч получают телесные повреждения, 50 тысяч уходят из семей, 6 тысяч убегают из детских домов и интернатов [21].
О росте семейного неблагополучия свидетельствует постоянное увеличение числа родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей.
Кризис семьи привел к росту количества детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их насчитывается более 700 тысяч, причем только 5 процентов фактически сироты, а остальные сироты при живых родителях. Тысячи материалов в отношении родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей рассматриваются правоохранительными органами. Количество административных и уголовных мер к родителям возрастает.
Увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За первое полугодие 2004 года 54 тысячи неблагополучных родителей поставлены на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по фактам жестокого обращения с детьми привлечено к ответственности 2,3 тысячи родителей либо лиц, их заменяющих [22]. К уголовной ответственности по фактам жестокого обращения с детьми привлечено более 2 тысяч родителей.
Ежегодно 60 тысяч женщин лишают материнских прав [23]. В 2003 году у родителей, лишенных родительских прав, отобрано более 60 тысяч детей. В 50 % случаев родительских прав лишены оба родителя [24].
Семья является основным социальным институтом социализации личности на ранней стадии её становления. Однако в переходный период общества многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями, что негативно сказывается на формировании благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. Число российских семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30 %. В половине таких семей среда девиантная, а в каждой четвертой – конфликтная. Из таких семей дети, по сути дела, «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, а порой и в девиантные группы.
Семья, испытывающая материальные затруднения или находящаяся в социальной самоизоляции, не способна оказать помощь своим детям в трудную минуту. Не случайно треть детей и подростков от своих родных не ожидают такой помощи. Это влечет за собой отчуждение, наносит психологическую травму. С другой стороны, в условиях рыночного динамизма чрезмерная зависимость от окружающих закрепляет некритическое восприятие подростками и молодежью элементов маргинальной массовой культуры, девиантных принципов межличностной коммуникации.
Профессиональных психологов, педагогов, юристов также беспокоит неадекватное родительское отношение к подросткам в нормальных семьях. Незнание родителями психофизических возможностей подросткового возраста, неинформированность в сфере прав детей приводят к «патогенному родительскому воспитанию», для которого характерны два типа воспитания: отвержение-отчуждение и гиперсоциализация. Для первого характерна позиция родителей, настроенных на «ломку» ребенка, жесткий контроль над его жизнью и навязывание «единственно верного» способа поведения. Второму типу воспитания свойственны тревожная концентрация на успехах ребенка, стремление загрузить его дополнительными образовательными программами, чтобы отвлечь от «дурного влияния». И то, и другое чревато всплеском неуправляемой агрессии. Ни унижения, ни оскорбления и тем более ни насилие и жестокость не могут сделать жизнь ребенка радостнее. Это все лишь его разрушает.
Внешний мир воспринимается подростками как агрессивная среда и причинами, толкающими подростков к ответной агрессии, являются наркотическая зависимость и алкоголь, корыстные побуждения, желание добиться власти над другими. У каждого третьего подростка агрессия возникает в ответ на нарушение прав, оскорбления и другие формы насилия со стороны взрослых и сверстников [25].
Безработица, нищета, безысходность одной части населения, лихорадочная деятельность другой части, когда появляется возможность заработать, будь то в сфере торговли, услуг, а если повезет, то и по специальности, создали в обществе такую ситуацию, в которой дети часто оказываются за пределами внимания взрослых.
В основательно дезорганизованном обществе семья и школа на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. И вот уже в стране появились дети, не умеющие ни читать, ни писать. Массовая безнадзорность перешла в разряд социального бедствия.
Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях - реальная основа для роста преступности, проституции, питательная среда для деятельности сомнительных экстремистских организаций. Дети начинают регулярно убегать из дома вследствие жестокого обращения родителей с ними. Ссоры, скандалы, жестокое обращение родителей с ними вынуждают ребенка уйти из дома. Он становится не нужным родителям. Ребенок уходит. Туда, где его никто не любит и не ждет, а лишь подстерегают опасности – на улицу. Так, ребенок становится беспризорным.
Безнадзорные дети – это дети, которые живут в семье, имеют своих родителей, но которые не уделяют им должного внимания. Ребенок ночует, как правило, дома, однако в основном тяготеет к улице из-за отсутствия должного надзора (родители заняты на работе) или родительского внимания, либо опасаясь сексуальных домогательств, физических или моральных оскорблений, алкоголизма в семье. Безнадзорные дети проводят большую часть своего времени на улице. Там они начинают приспосабливаться к уличной жизни и начинают вести себя в разрез с принятыми нормами в обществе. Они приобщаются к группе «риска». Начинают приобретать вредные привычки…
Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций (со стороны ли милиции, органов опеки, врачей, педагогов, соседей и родственников) остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные меры.
Согласно § 29а «Полицейского закона», главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой и детьми [26]. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми. В 1974 г. был принят закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий; открыт Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и детской запущенности [27].
Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это – прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а так же наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый - немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных.
Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.
Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась.
И только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Таким образом, хотя принятие жестких решений в отношении родителей вполне возможно, тем не менее эти меры не рассматриваются в качестве единственно приемлемыми и рациональными.
Семейном кодексе РФ также закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства. Именно последние принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка в случаях. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них), При этом сначала требуется уведомить прокурора, затем в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав (ст. 77 СК РФ). Как видно, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможности их предупреждения и устранения.
Как известно, Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база самой социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в союзе с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т. е. чиновники), а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной [28]. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалистов по социальной работе побаиваются из-за их чрезвычайно широких полномочий (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).
Именно благодаря развитию практики социальной работы и в нашей стране уже наметился переход от одних только карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать на своем уровне и своими средствами.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта нового закона «О социально-правовой защите населения от насилия в семье» Г.В. Антонов-Романовский считает, что законодательного оформления требуют три линии взаимодействия соответствующих структур. Первая – совместные действия социальных служб и органов милиции в экстренных ситуациях с целью обеспечения безопасности как пострадавших, так и социальных работников. Вторая – вмешательство сотрудников милиции в случае препятствования проведению социально-реабилитационных мероприятий. И, наконец, третья линия – взаимный обмен информацией между социальными службами и правоохранительными органами, конфиденциальность которой должна быть законодательно гарантирована [29].
Эффективность защиты от насилия зависит от комплекса различных мероприятий.
В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами (Кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения) [30] .
Работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление – решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса.
Из-за жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами хронический характер могут приобретать безнадзорность, ухудшение состояния физического и психического здоровья. Пошатнувшийся, а нередко и разрушенный статус в учебно-воспитательном учреждении, в семье, переживание своей ненужности, одиночества, заброшенности способствуют развитию всевозможных форм девиантного поведения (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, клептомания, аутоагрессии и пр.).
Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания. Однако, предпочтение, к сожалению, по-прежнему отдается специализированным стационарным учреждениям (приютам и социально-реабилитационным центрам), в которые ребенок попадает надолго, а точнее - навсегда. К началу 2002 г. в ведении органов социальной защиты населения действовало 15 кризисных центров для женщин и 55 кризисных отделений как структурные подразделения учреждений социального обслуживания, 490 социальных приютов для детей и подростков, 437 центров социальной помощи семье и детям, 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
В начале третьего тысячелетия, когда рост насилия является доминирующей тенденцией в мире, все большее значение для человечества приобретает идея ненасилия, которая в силу отхода от вульгарно-социологических концепций привлекает сегодня внимание все большего числа людей во всем мире.
Под философией ненасилия подразумевается система этических, нравственных, психологических, социологических и философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии [31].
Идея ненасилия универсальна. Она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное и культурное многообразие современного мира. Идея ненасилия возникла еще в эпоху древности. Она обнаруживается в любой религиозной и философско-этической системе. В трудах таких ученых, как Г.Торо, Э. Балу, Л.Н. Толстой, М.Ганди, М.-Л.Кинг, Н.К.Рерих, А.Швейцер и др. Говорится о том, что ненасилие является единственным средством, способным искоренить зло насилия и порождающее с тем горе людей. Сегодня идея ненасилия стала предметом исследования философов А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Е.Д. Мелешко, А.Б. Грамолина, педагога В.А. Ситарова, психолога В.Г. Маралова и др.
В связи с этим для разрешения проблемы насилия в семье и в связи с этим жестокого обращения с несовершеннолетними, необходимо поставить в основу принципы гуманизма и требования человеческой морали и нравственности. Как писал Ганди, мир существует, движимый любовью, иначе, если бы враждебность была движущей силой мира, он давно бы погиб. И задача заключается не столько в том, чтобы постепенно интегрировать и начать практиковать ненасильственные способы деятельности, сколько в том, чтобы отказаться от тех особых и исключительных случаев насилия, которые все еще принято считать оправданными, законными, справедливыми.
Дети невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы, и они обретают опыт. Поэтому долг родителей не только воспитать детей, но и заботиться о них: прививать культурные жизненные правила, научить заявлять о своей гражданской позиции. Детям нужна ласка, искренняя доброта, социальный оптимизм, человеческое внимание, понимание и реальное позитивное участие в их жизни. Между всеми членами семьи и общества должно быть взаимное уважение, преданность, проявление чувства такта. Только созидательная, творческая и гуманистическая деятельность может сделать детей счастливыми.

Литература

1. Рамих В.А. От ненасилия в семье - к ненасилию в обществе: Тез. докл. Третий Российский философский конгресс "Рационализм и культура на пороге III тысячелетия", 2005 // URL: http://www.auditorium.ru
2. Стратегия борьбы с насилием в семье: справочное руководство ООН. NY, 1998.
3. Алексеева Л.С. О Насилии над детьми в семье. 2002.
4. Силласте Г.Э. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. № 2. С. 52 – 54.
5. Кинард Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 1. С. 202 – 209.
6. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. Проект // Семья в России. 1997. № 4. С. 77.
7. Силласте Г.Э. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. № 2. С. 52 – 54.
8. Сафуанова О.В. Правовые аспекты проблемы «сексуального злоупотребления» в отношении детей // Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. Байгузова А.В. М.: «Генезис», 1998. С. 12 –15.
9. Handbook of effective psychotherapy / Ed. by Giles Th.R. N.Y.: Plenium Press, 1993.
10. Herman J.L., Hirschman L. Father – daughter incest. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1981.
11. Мармер Э. Русскоязычные женщины в экстремальной жизненной ситуации. // PARTNER – Nord. – 2005. № 4 (27). – С.11.
12. Handbook of counseling / Ed. by Palmer St., McMahon G. L.: Routledge, 1997.
13. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.
14. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75.
15. Конровиц Б. Дети-убийцы // За рубежом. -1998. № 34.
16. Игорева Е. Виноват уж тем, что родился: Жестокость и насилие по отношению к «цветам жизни» продолжают расти и расширяться. Почему? // Человек и закон. – 2004. - № 2. – С. 17 - 18.
17. Филиппов Н. Ах, зачем я на свет появился?..// Человек и закон. – 2004. - № 6. – С. 6 - 12.
18. Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству.
19. Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти / И.Н. Лаврикова // Социс. - № 4. – С. 134-136.
20. Неверова О. 8000 детей-самоубийц за год /О.Неверова // Известия. -2004. - № 70, 17 апр. – С. 15.
21. Джалагония В. Кого люблю, того и бью // Эхо планеты. – 2004. - № 30, 23-29 июля. – С. 11.
22. Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. - М.: Издательство ИКАР. - № 4. -октябрь – декабрь, 2004 .- С. 12.
23. Джалагония В. Кого люблю, того и бью // Эхо планеты. – 2004. - № 30, 23-29 июля. – С. 11.
24. Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. - М.: Издательство ИКАР. - № 4. -октябрь – декабрь, 2004 . С. 4 - 5.
25. Журавлев В. С. Почему агрессивны подростки / В. С. Журавлев // Социс. – 2001. - № 2. –С. 134-136.
26. За честь семьи // Europa-Express.- № 40 (396).- 03.10.-09. 2005. – С. 74.
27. Даллер К.Г. Социальная защита детей // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 3. С. 160 –164.
28. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21 – 69.
29. Нет насилию в семье // Инициативный Центр Неправительственного Женского Фонда. М., 1997. С. 64.
30. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. С. 208.
31. Гусейнов А.А. Религия в изменяющейся России. //Доклад на Второй Российской научно-практической конференции. Пермь. 11 - 12 мая 2004 г.// URL: http://www.religare.ru/article9315.htm//
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Девиантное (отклоняющееся, аномальное) поведение

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru