Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Доклад проф. Н. В. Вострокнутова

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Вс Фев 05, 2006 11:51 pm    Заголовок сообщения: Доклад проф. Н. В. Вострокнутова

РАННЯЯ АЛКОГОЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ

ДОКЛАД

профессор Н.В. Вострокнутов
ФГУ Государственный научно-исследовательский центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

Сегодня ранняя алкоголизация детей для большинства регионов Россий-ской Федерации характеризуется следующими тенденциями:
- формирование ранней алкоголизации детей (пиво, слабосодержащие ал-коголь напитки – тоники) сочетается с высоким риском первых проб наркоти-ческих средств (препараты конопли);
- формированию ранней алкоголизации во всех случаях на 1-2 года пред-шествует курение;
- ранняя алкоголизация через курение все более захватывает среду дево-чек-подростков;
- в социальной среде употребление «тоников» и «мягких наркотиков« во-шло в арсенал молодежной наркотической субкультуры, которая распространя-ется через каналы, связанные с развлечениями - дискотеки, компьютерные цен-тры, а также через совместное времяпровождение со сверстниками, употреб-ляющими наркотики;
- следующим шагом развития ранней алкоголизации является проба син¬тетических препаратов с высокой наркогенной активностью (амфетамины).
В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые по¬падают в болез-ненную зависимость, что определяет резкое укороче¬ние периода возможных эффективных предупреждающих мер после на¬чала употребления алкоголь-ных и наркотических средств и "запущенность" нарко¬логических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью.
Ситуация отягощается тем, что дети подросткового и юношеского воз-раста выступают «транслятором» облегченного отношения и к курению, и к алкоголю, и к наркотикам, поэтому мы говорим о социокультуральном воз-действии "возрастной волны" (преимущественно со стороны юношей) на формирование в детско-подростковой среде "облегченного" отношения к психостимулирующим средствам в целом.
Результатом являются следующие аспекты наркогенной ситуации в дет-ско-подростковой среде:
- из числа детей и подростков, пробующих психоактивные вещества, свыше 40 % впервые встретились с ними в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах - 32%; в компаниях - 52,3%; в учебных заведениях - 5,8%.; в одиночестве - менее 4%);
- основную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки - преимущественно мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет; в группе токсикоманов, злоупотребляющих летучими органическими растворителями, возраст первой встречи с токсическими веществами со-ставляет от 11 до 14 лет, наркотиками от 12 до 16 лет;
- большинство несовершеннолетних, впервые пробующих наркотик, учились в 8 - 9 классах; ведущим способом употребления токсико-наркотических средств являлось их эпизодическое или нерегулярное употребление; ведущим мотивом - любопытство; основные поставщики наркотических средств - друзья и знакомые (75%); ключевое место зна-комства с наркотиками – дискотеки, компьютерные салоны, места еже-дневных «тусовок».
- более 80% детей и подростков, пробующих психоактивные вещества – алкоголь, слабые «тоники», «легкие наркотики» убеждены в способно-сти прекратить алкоголизацию и наркотизацию при личном желании. При этом свыше 70% из них уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять и алкоголем и наркотическими средствами.
Доля детей с проблемами злоупотребления и формированием зависимо-сти:
- среди школьников - 8,3%,
- учащихся ПТУ – 25,6%,
- студентов техникумов – 14,3%,
- студентов вузов – 20,5% .
Среди причин, влияющих на распростране¬ние наркотических и токси-команических веществ в детско-подростковой среде, не последнее место за-нимает их доступность.
Ранняя алкоголизация и нарушения поведения
Количественные признаки ранней алкоголизации как аддикции
- в возрасте 12 лет и моложе - повторный прием опьяняющих доз,
- для 13 - летних и старше - употребление алкоголя чаще 1 раза в месяц и независимо от возраста - повторное употребление других ПАВ.

Психологические признаки
- ослабление мотивов, препятствующих приему психоактивных веществ «позиция «НЕТ – Я не буду, Я не хочу»,
слабее – «мне нельзя, мне не разрешают»;

- закрепление устойчивых групповых форм употребления;

- появление вариантов психологической защиты
в виде отрицания («ничего не было»,
проекции («Вам можно, а мне нельзя»),
генерализации («все пробуют»,
рационализации «один раз попробую, узнаю и больше не буду»;

- усиление акцентуированных характерологических свойств с появлени-ем эмоционально-поведенческих и аффективных расстройств с раздражитель-ностью, обидчивостью, гневливостью;

- заострение личностных реакций с учащением межперсональных и се-мейных конфликтов

РАССТРОЙСТВА ФУКЦИОНИРОВАНИЯ
И НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ:

- школьная неуспешность и самовольное оставление учебы;
- распрост¬ранение групповых форм агрессивного поведения
- закрепление устойчивых форм асоциального поведения (до 50% госпитали-заций в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют де-ти и подростки с асоциальными формами поведения в сочетании с токси¬команией и ранней алкоголизацией и наркотизацией.
- распространение рискованых форм сексуально-девиантного поведения с ран¬ним началом половой жизни, наносящим вред не только психическому, но и репродуктивному здоровью будущих мате¬рей и отцов. Сочетание ранней алкоголизации и наркотизации с распрост¬ранением рискованных форм сексу-ально-девиантного поведения несо¬вершеннолетних включает часть детей и подростков в «секс-индустрию» (“сексом за деньги” - с той или иной частотой занимаются 5,7% детей и подростков в возрасте 12-17 лет; в эту деятельность вовлечены 6,1% юношей и 5,3% девушек).

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ:

- заболеваемость сифилисом в возрастной группе 15-17 лет выросла в 31,5 раза, гоноррей на 18,5%,
- каждый 10-й аборт в стране производится у девочек-подростков, что нано-сит непоправимый вред репродуктивному здоровью будущих матерей.
- с ростом потребителей психоактивных веществ среди детей и подрост¬ков в популяции несовершеннолетних наблюдается увеличение забо¬леваемости ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами В и С.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ:

- неполная семья; нарушенные отношения между ее членами, включая дефицит родительской эмпатии, отсутствие доверительных отношений с ребенком, вос-питание по типу гипоопеки или противоречивой направленности родительских установок;
- преобладающий круг общения подростка с потребителями ПАВ в сочетании с различными формами девиантного или криминального поведения;
- отсутствие устойчивых позитивных увлечений;
- склонность к азартным играм;
- неспособностью к положительному досугу;
- ранние половые связи;
- негативное отношение к учебе.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ

- наследственность, отягощенная алкоголизмом родителей;
- церебрально-органическая недостаточность резидуального характера;
- патохарактерологические реакции неустойчивого и демонстративного типов;
- нарушенная самооценка в структуре аномальных свойств личности;
- алекситимия;
- гедонистическая мотивация потребления ПАВ;
- случаи употребления «тяжелых» наркотиков.

Характер и особенности ранней алкоголизации определяют направлен-ность профилактических мероприятий по предупреждению злоупотребления ПАВ подростками и особенности их абилитации и реабилитации.

1 - (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ) УРОВЕНЬ ПЕРВИЧНОЙ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ОПИРАЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ:

1.1. включение в превентивные образовательные программы тем по фор-мированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресур-сов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребле¬ние наркотиков (разработка комплекса диффе-ренцированных обучаю¬щих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);
1.2. орга¬низация обучающих семинаров для учителей, школьных психо-логов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных ра¬ботников по формам предупреждения злоупотребления наркотическими сред-ствами в детско-подростковой среде.
Формы организации:
1. проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской ау¬дитории (лекционно-информационная форма),
2. семейное консульти¬рование по воспитательным, психологическим пробле-мам развития и поведения ребенка. (проблем¬но-ориентированная индивиду-альная форма первичной профилактичес¬кой помощи):
3. организация родительских семинаров по проблемам семьи и антинаркотиче-ской профилактической работы
4. организация родителей, готовых участвовать в оказании соци¬альной под-держки другим семьям, в группы родительской поддержки для "трудных" се-мей данной школы;

2 УРОВЕНЬ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ
ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЮЮ АЛКОГОЛИЗАЦИЮ

2.1. Работа с конф¬ликтными (дисфункциональными) семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи.
Координация и направление такой работы обеспечивается зам. директора по воспитательной работе.
Оптимальные формы для реализации такой работы:
- родительский семинар, тематика занятий которого ориентиро¬вана на овладе-ние родителями положений о путях преодоления внут¬рисемейных проблем;
- налаживание через работу групп родительской поддержки пос¬тоянных кон-тактов с взрослыми членами дисфункциональных семей, выявление родителей с «риском» алкоголизации и наркотизации;
- организация через группы родительской поддержки социально-психологической помощи или консультирования по наркологическим пробле-мам у спе¬циалистов наркологической службы.

3 УРОВЕНЬ: ПОДДЕРЖКА СЕМЬЕ, КОГДА РЕБЕНОК
НАЧАЛ УПОТРЕБЛЯТЬ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

3.1. Организация взаимодействия школы с районными комиссиями по за¬щите прав несовершеннолетних, отделениями профилак¬тики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп нар¬котизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотиза¬цию все но-вых детей и подростков.
3.2. Первичная профилактическая помощь семье, в которой ребенок «всту-пил на путь первых проб», с привлечением медицинских специалистов, а имен-но, медицинской сестры и школьного врача.
3.3. Организация и постоянная работа внутришкольного наркопоста.
3.4. Организация первич¬ного профилактического учета детей и подрост-ков, замеченных в прие¬ме токсико-наркотических средств;
3.5. Подготовка медицинских специалистов образовательных учреждений района по проблемам активной профилактической работы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

1. На региональном уровне, от уровня региона до уровня отдельного обра-зовательного учреждения обеспечение социально-психологического мониторинга наркогенной ситуации. Это должен быть мониторинг ба-зовых элементов наркогенной ситуации в регионе и в учреждении (по-требители и распространители; пути распространения в досуговой, об-разовательной, семейной среде; основные структуры профилактической работы и действенные программы). Такой мониторинг должен быть действенным средством управления динамики наркогенной ситуации в регионе и в учреждении.
2. Поддержка, разработка и внедрение авторских целевых образователь-ных программ, посвященных антинаркотической теме, формированию устойчивых антинаркотических установок; программы должны охваты-вать все группы детей от младшего школьного до юнощеского возраста, т.е. должны быть ориентированы на различные возрастные периоды и на различные группы риска наркотизации.
3. Развивать через школьную психологическую службу постоянное и до-верительное взаимодействие всех активных участников антинаркотиче-ского профилактического процесса (учащиеся, родители, педагоги, пси-хологи и воспитатели) с действующими Центрами профилактики нар-козависимых состояний, общественными организациями, группами ро-дительской поддержки в целях изменения существующих установок в отношении к употреблению наркотиков, в целях формирования в дет-ско-подростковой среде активного негативного отношения к их пробам.
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru