Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Модульные программы профилактики ПАВ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Безруких М. М.
Гость





Добавлено: Сб Апр 08, 2006 10:00 pm    Заголовок сообщения: Модульные программы профилактики ПАВ

Безруких М. М., Макеева А. Г, Филиппова Т. А


МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ, ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования

Актуальность разработки эффективных моделей ранней профилактики наркомании среди детей и подростков сегодня очевидна. Быстрые темпы распространения наркогенных традиций в молодежной среде не могут не вызывать тревоги. Исследования, проведенные нами среди подростков крупных городов (Москва, Томск, Волгоград), свидетельствуют о том, что сегодня каждый 5 из них имеет опыт употребления наркотического или токсическо-го вещества, 30% регулярно употребляют алкоголь, курят.
Формирование личностной устойчивости к наркогенному давлению среды - одна из важнейших воспитательных задач, которая стоит сегодня перед школой. Однако методоло-гический и методический аспекты этой проблемы сегодня разработаны явно недостаточно. Предлагаемые варианты организации педагогической профилактики носят преимущественно информационный характер и не обеспечивают реальное формирование навыков, позволяю-щих избежать приобщения к ПАВ. Не определено место профилактической работы в общем содержании работы школы. Деятельность педагогической профилактики не охватывает такие важные для ребенка или подростка социальные сферы как семья, группа сверстников и т.д.
Одним из эффективных вариантов реализации задач профилактики на сегодняшний день могут стать модульные программы. Их реализация может осуществляться в различных направлениях деятельности школы, а содержание интегрироваться в базовую структуру об-разования. При этом стратегия реализации программы позволяет учитывать особенности конкретной детской или подростковой аудитории и может варьироваться с учетом этих осо-бенностей.
Примером профилактического модуля может служить программа "Все цвета, кроме черного", предназначенная для учащихся начальной школы. Основная цель программы, раз-работанной специалистами Института возрастной физиологии РАО- развитие у младших школьников навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей им успешно реали-зовывать свои социальные потребности - в общении, признании сверстников, творчестве и т.д., а, следовательно - снизить "привлекательность" ПАВ, предупредить приобщение к нар-котизации.
В структуре программы выделяются три части- три этапа обучения: "Узнаю себя" -предназначена для учащихся 2 класса, "Узнаю других" - для учащихся 3 класса, "Учусь об-щаться" для учащихся 4 класса. Построение программы носит циклический характер - каж-дый новый этап обучения базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях, оценочных суждениях, навыках, они включаются в новые структуры, формирующиеся у детей. Предла-гаемые методы и формы работы 'ориентированы на активизацию творческой деятельности учащихся. При этом дети не просто усваивают предложенные взрослыми нормы, оценочные суждения, а самостоятельно формулируют их. Это повышает личностную значимость ин-формации, способствует ее использованию в повседневной деятельности.
При организации обучения используется принцип целесообразности информации. Так, детям не сообщаются сведения, которые так или иначе, могли бы способствовать их знаком-ству с ПАВ, пробуждали интерес к аспектам наркоманий. Педагогу предлагается исходить из реалий ситуации, связанной с распространенностью явления в ближайшей среде, исходным уровнем информированности учащихся. Так, если дети ничего не знают о наркотиках, то пе-дагогу не стоит самому затрагивать эту тему, целесообразнее обратить внимание на те фор-мы наркоманий, с которыми дети реально сталкиваются в повседневной жизни.
Программа "Все цвета, кроме черного" имеет разработанное методическое оснащение, включающее в себя пособие для педагога, книгу для родителей и три рабочих тетради для детей.
Продолжение реализации задач педагогической профилактики в средней и старшей школе может осуществляться с помощью еще одного варианта модульной программы "Не допустить беды". Она предназначена для учащихся 6-11 классов, учебно-методический ком-плект программы включает в себя пособие для педагога и брошюры для подростков.
Брошюра для 6-7 классников "Помогая себе, помогаю другим" предлагает учащимся варианты волонтерских проектов, которые они могут самостоятельно разработать и реализо-вать - социологическое исследование, психологические занятия для сверстников и т.д. Таким образом, не только решаются собственно задачи профилактики, но и создается ситуация, в которой подростки приобретают опыт общения, взаимодействия со сверстниками и старши-ми, формируется навык планирования и управления деятельностью.
Брошюра для 8-9классников "Разумный выбор. Правильное решение" предлагает для обсуждения ситуации, связанные с различными аспектами наркоманий несовершеннолетних. Анализируя их, подростки самостоятельно формулируют эффективную схему поведения в каждой из ситуаций, заранее "проиграть" возможные последствия того или иного решения .
Брошюра "15 ответов на трудные вопросы" поможет 10-11 классникам получить инте-ресующую их информацию, связанную с теми или иными аспектами наркоманий, объектив-но оценить опасность употребления ПАВ.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru