Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Мультидисциплинарное взаимодействие по профилактике ПАВ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Корень Е. В. с соавт.
Гость





Добавлено: Вт Апр 11, 2006 5:42 pm    Заголовок сообщения: Мультидисциплинарное взаимодействие по профилактике ПАВ

Корень Е. В., Волошин В. М., Барсукова Т. М, Снурникова Н. Н., Соколов К. В., Кузнецова Д. Ю., Кичатова И. С.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

Федеральный центр охраны психического здоровья детей и подростков МЗ РФ
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное"

Феномен сиротства и безнадзорности является объектом научных исследований с участием разных специалистов, призванных обеспечить нормальные условия для психосоциального развития ребенка.
Разнообразие причинных факторов, лежащих в основе этого феномена, тесная связь с формированием пограничных нервно-психических расстройств (включая злоупотребление ПАВ) изначально определяли содержательную принадлежность этой проблемы к разряду клинико-социальных.
Ставшие возможными изменения в организации профилактической и коррекционной помощи детям, оказавшимся в ситуации сиротства и безнадзорности реализовались в цело-стном подходе к личности и проблемам детей, что привело к необходимости разработки и внедрения принципов индивидуализированного и интегративного подходов в оказании по-мощи проблемным детям и подросткам.
В последнее десятилетие важнейшим организационным подходом в решении проблем психического здоровья детей и подростков становится ориентация на биопсихосоциальную модель психических расстройств, поскольку очевиден комплексный характер клинических, психологических и социальных проблем, возникающих у пациента и его окружения.
В контексте разработанной нами модели оказания полипрофессиональной помощи де-тям и подросткам в условиях приюта, профилактическая и психокоррекционная работа с детьми из групп риска злоупотребления ПАВ рассматривается в качестве непременного ус-ловия эффективной помощи проблемным детям и подросткам. Особенностью большинства подростков является наличие предшествующего опыт употребления ПАВ (преимущественно курение, алкогольные эксцессы, пробы наркотиков, вдыхание паров летучих веществ).
Одной из задач отработки модели мультидисциплинарного (бригадного) сотрудничества является разработка технологий ранней профилактики и лечебно-восстановительных и кор-рекционных мероприятий, осуществляемых в рамках профилактики злоупотребления ПАВ и в начальном периоде и при формировании зависимости от ПАВ. Следует отметить, что до настоящего времени не разработаны и не апробированы обоснованные принципы структур-ного построения, методического руководства и профессионального контроля в рамках по-добной работы. Программа сотрудничества по профилактике ПАВ позволила специалистам разного профиля на едином пространстве рациональнее использовать их возможности, а также дает дополнительные преимущества в возможностях их взаимодействия и включает в себя следующие направления: информационный блок, включающий курс лекций, проводи-мых детским психиатром, обучающие тренинги для групп медицинских и социальных пси-хологов и т.д., что обеспечивает единство подходов к проблеме профилактики злоупотребле-ния ПАВ (формирование команды мотивированных специалистов); проведение открытых семинаров с учетом возрастных особенностей с акцентом на преодолении определенного не-гативизма восприятия антинаркотической информации; клинико-психологическая диагно-стика и выявление факторов риска злоупотребления ПАВ (многоосевой функциональный диагноз); совместное обсуждение с составлением индивидуальных лечебно-реабилитационных программ, включая выделение динамических показателей факторов риска злоупотребления ПАВ (микроконсилиум); коррекционный блок с динамическим контролем эффективности интервенций (оценка степени выраженности факторов риска употребления ПАВ по основным сферам жизнедеятельности ребенка); необходимый анализ эффективности в процессе профилактической и коррекционной работы оценивает качество и результаты оказанной помощи, уровень обслуживания (психологическое тестирование, двойные анкеты родителей до и после и т.д.). После проведенного обследования и консультаций с помощью психологов, педагогов, воспитателей дети курировались разными специалистами, станови-лись участником психологических тренингов с психологом, где осваиваются приемы выра-ботки чувства внутренней раскованности, уверенности в себе, навыки группового взаимо-действия, приемы мышечной релаксации, становится участником групповых занятий с вос-питателем, направленных на создание положительного эмоционального фона, а родители (при их наличии) получат консультации специалистов, включая социального работника и психолога и смогут принять участие в тренингах по установлению эффективного взаимодей-ствия с детьми.
Кроме того, возвращаясь к вопросу об особенностях данного контингента детей (имею-щихся факторах риска злоупотребления ПАВ) трудно расчитывать на их смягчение или уст-ранение, если в процессе диагностики и коррекции имеющихся нарушений игнорируются или недооцениваются факторы как клинико-психопатологического, так и социального ряда, среди которых особую роль играют нарушенные условия семейной социализации ребенка.
К сожалению большинство современных моделей помощи таким детям грешат либо чрезмерным клиницизмом, либо абсолютизацией социально-психологических факторов в оценке возможного риска употребления ПАВ Следует также учитывать, при длительном пребывании усиливаются негативные аспекты пребывания ребенка в приюте, что отрица-тельно сказывается на последующей социализации и психическом благополучии детей. Этим определяется необходимость в ориентации на достаточно краткосрочные, но комплексные, массированные интервенции.
В ходе разработки собственной модели профилактики злоупотребления ПАВ в рамках бри-гадного взаимодействия мы исходили из необходимости создания изначальных условий, способствующих как полноценному коррекционному вмешательству, так и психологической защищенности ребенка, начиная с ранних этапов пребывания в приюте, т.е того, что называ-ется терапевтической средой, создание которой несомненно приводит к повышению эффек-тивности терапевтического вмешательства как на уровне конкретного ребенка, так и всего учреждения в целом.
Работа строилась на активном выявлении детей, нуждающихся в помощи специали-стов, анализе причин, лежащих в основе имеющихся психических нарушений, а также испы-тываемых детьми затруднений (в учебе, поведении, межличностных контактах), а также вы-работку индивидуальных рекомендаций, адресованных другим специалистам, участвующим в работе бригады и помощь в их реализации.
Концептуальный аспект профилактической деятельности в приюте базируется на представ-лениях, в частности, о специфической травмирующей роли данной ситуации для ребенка, которая с одной стороны является одной из ведущих причин различных дефицитов и иска-жений психического развития детей, является основой для формирования различных, в пер-вую очередь, эмоциональных и поведенческих расстройств и а с другой выступает в качестве условий, определяющих высокий риск злоупотребления и последующего развития зависимо-сти от ПАВ.
Во всех случаях требовалось установление причинных факторов, лежащих в основе тех или иных проблем адаптации, повышающих риск приема ПАВ, что и осуществлялось на предварительном диагностическом этапе работы.
В методическом плане процедура диагностического исследования строилась следую-щим образом. На первом этапе использовался метод направленного наблюдения, включав-ший способность к установлению и поддержанию контактов со сверстниками и персоналом, способность к целеполагающему поведению, преобладающие проявления эмоциональной сферы и т.д.
На основе анализа результатов наблюдения и совместного их обсуждения психоло-гом, педагогами и воспитателями (микро-консилиум) была выделена группа детей с наруше-ниями адаптации для консультации психиатра. Как показал практический опыт, для уточне-ния маркеров и критериев злоупотребления ПАВ целесообразным может оказаться исполь-зование на данном этапе направленных опросников и скрининг-тестов.
В частности, по результатам предварительного наблюдения была направлена на об-следование группа воспитанников приюта с разнообразными проявлениями социальной де-задаптации, характер которой отражал либо преимущественные трудности в обучении, либо в поведении, либо в межличностных контактах; часто имело место сочетание нескольких признаков и предшествующий опыт приема ПАВ.
После проведения описанной диагностической дифференциации детей начинался этап коррекционной работы, обязательным элементом которой являлись мероприятия по пози-тивной профилактике злоупотребления ПАВ, а также акции, направленные на вовлечение детей в активную борьбу с наркотиками.
Детальное описание ее форм, методов и методического построения является предме-том отдельного сообщения. Но можно отметить, что осуществляется эта работа в рамках сформированной терапевтической среды путем выработки каждым специалистом индивиду-ального терапевтического плана при продолжении тесного сотрудничества всех специали-стов и имела своими объектами аффективную, мотивационную и поведенческие сферы лич-ности ребенка.
Результатом работы программы по профилактике злоупотребления ПАВ среди де-тей, находящихся в приюте является: внедрение технологии мультидисциплинарного под-хода в работу приюта; совершенствование психиатрической помощи, работы с семьями и развитие методов реабилитации; создание необходимой терапевтической среды для прове-дения коррекции индивидуальных факторов риска употребления ПАВ; создание зоны нетер-пимости отчуждения как в самом приюте, так и на территории, включая курение; развитие психокоррекционных, и социотерапевтических методов профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков; сосредоточение на конкретных проблемах ребенка и его ок-ружения, что обеспечило более успешное осуществление лечебно-реабилитационных меро-приятий с пациентом.
Таким образом главной целью сообщения является представление перспективного на наш взгляд направления в организации комплексной превентивной помощи в отношении злоупотребления ПАВ детям м подросткам в условиях СРЦ, учитывающей этапность, преем-ственность и необходимый объем в оказании помощи, используя имеющиеся в приюте воз-можности.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru