Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Расстройства личности у несовершеннолетних правонарушителей

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Пережогин Л. О.
Гость





Добавлено: Вс Апр 16, 2006 12:26 pm    Заголовок сообщения: Расстройства личности у несовершеннолетних правонарушителей

Формирование расстройств личности
у несовершеннолетних правонарушителей.

Л. О. Пережогин
ФГУ «Государственный научный центр социальной
и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Росздрава»


Многочисленные исследования показывают, что для расстройств лично-сти характерно криминальное поведение. По сути оно отражает глубокий уро-вень социальной дезадаптации пациентов. Поскольку расстройство личности формируется в подростковом возрасте, для которого характерно рискованное и протестное поведение, то для несовершеннолетних с личностной патологией риск асоциального поведения оказывается исключительно высоким.
Настоящее исследование проведено на базе ФГУ «ГНЦ ССП им. В. П. Сербского Росздрава» на 176 несовершеннолетних правонарушителях, воспи-танниках специальной школы для подростков с девиантным поведением (г. Ан-на Воронежской области) и Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) ГУВД г. Москвы. Контрольную группу (116 че-ловек) составили социально адаптированные здоровые школьники сопостави-мого возраста.
Использовались данные клинико-психопатологического, эксперимен-тально-психологического, криминологического методов. Доля несовершенно-летних правонарушителей, у которых отмечено формирование расстройств личности, составила 31,8%; у 13,6% констатировано специфическое расстрой-ство личности (F 60 – F 62, кроме F 60.2, по МКБ-10), у 9,7% несовершеннолет-них выявлена умственная отсталость (F 70, F 70.1, F 70.8, по МКБ-10), 23,9% правонарушителей обнаруживали признаки органического поражения головно-го мозга различного генеза (раннего, травматического, интоксикационного), 21,0% были психически здоровы.
Развитие расстройства личности проходило у несовершеннолетних пра-вонарушителей в три этапа.
На первом этапе главным фактором девиантного поведения был микро-социальный (семейный). В связи с неблагополучной обстановкой дома подро-стки проводили большую часть времени на улице, не посещали школу, были вынуждены ночевать в подвалах и на чердаках, спасаясь от побоев и унижения, которые ждали их дома. Спустя некоторое время они становились членами криминальных группировок, где выполняли задания старших подростков, воро-вали. Здесь же они получали опыт в использовании токсических веществ.
На втором этапе ведущим был фактор асоциального окружения. Подрост-ки втягивались в жизнь преступных группировок, где находили покровительст-во, усваивали законы криминальной среды, постепенно поднимались по иерар-хической лестнице. Контакты с семьей сокращались до минимума. Они могли отсутствовать дома неделями, уезжали в крупные города, где жили на вокзалах, промышляя воровством и грабежами, попрошайничали. В этот период они на-чинали активно употреблять алкоголь и токсические вещества. В результате асоциального образа жизни и изменений органического характера возникали стойкие поведенческие стереотипы и аффективные расстройства. Ими совер-шались преступления агрессивного характера (телесные повреждения, разбои, изнасилования, убийства, уничтожение имущества).
На третьем этапе ведущим фактором являлся психопатологический. Фор-мирование личности завершалось по патологическому типу. Возможности внутренних компенсаторных механизмов и воспитательно-коррекционного влияния к этому времени исчерпывались.
Обобщая данные анализа асоциального поведения несовершеннолетних, можно сформулировать следующие положения:
1. Делинквентное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закреп-ляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности.
2. Формирование делинквентного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асо-циального окружения).
3. В основе формирования делинквентного поведения лежат механизмы де-привации, конфликтно-стрессового вытеснения (отрыв от школы, социа-лизированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксаци-ей стереотипов асоциального поведения.
4. Для комплексной оценки делинквентного поведения необходимо учиты-вать: социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентного поведения, клинико-психопатологические факторы, включая возрастной и динамический аспекты, социальный про-гноз.
Реабилитационные мероприятия с группой несовершеннолетних с фор-мирующимися расстройствами личности необходимо проводить не в рамках учреждений медицинского профиля, а в учреждениях социально-реабилитационной направленности при участии врачей-психиатров в качестве консультантов.
В программы ресоциализации целесообразно включать подростков с на-рушениями семейных отношений, грубой педагогической запущенностью, с поведенческими нарушениями, вызванными психическим расстройством и со-провождающимися криминальной активностью. На первом этапе подростки получают лечение и приобретают навыки обучения. На втором этапе в отноше-нии подростков с формирующимся расстройством личности осуществляется «программа творческой реализации» (по Х. Ремшмидту, 2001).
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru