Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Антипедагогика

Антипедагогика, течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60-80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.

А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между "отцами" и "детьми" возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.

А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской "естеств. природы", диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества.

А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).

А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. "Антипед." настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, "Новые исследования в пед. науках", 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmuhl E. v о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim - Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985.

В. Я. Пилиповский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета