Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Колумбия

Колумбия, Республика Колумбия (Reptiblika de Colombia), гос-во на С.-З. Юж. Америки. Пл. св. 1,1 млн. км2. Нас. 30,3 млн. чел. (1989). Офиц. яз. - испанский. Столица -г. Богота.

Первыми уч. заведениями на терр. К. были семинарии, основанные иезуитами в 1605 в Боготе, в 1611 в Тунхе. Монашеские ордена открывали миссионерские школы, а также др. уч. заведения; в 1605 в Боготе иезуитами был основан колледж Сан-Бартоломе, в 1658 доминиканцами - колледж Св. Мадонны Росарио. Оба эти колледжа относились к числу "старших колледжей", по своему статусу приближавшихся к ун-там. В 1622 в Боготе был открыт первый в К. ун-т - "Сан-Хавьер" (Св. Ксаверия). Первоначально в нём было 2 ф-та - философии и теологии, позднее были созданы ф-ты законов и канонов, мед., юрид., экономический.

После изгнания иезуитов из К. (1767) принадлежавшие им уч. заведения были переданы под опеку администрации; при участии Ф. А. Морено-и-Эскандон и др. деятелей нац. культуры составлены новые программы обучения, включавшие математику, естествознание и др. Выпускник колледжа Св. Бартоломе педагог Ф. Рестрепо был инициатором внесения в 1826 в свод осн. законов статьи о важнейшем значении школы, призванной выполнять гражд. задачи. Закон 1826 впервые регламентировал деятельность нац. системы образования от нач. школы до ун-та. Важное значение имело создание в 1870 первых пед. уч-щ. Отцом гос. нар. образования в К. часто называют Д. Сапату, к-рый сначала возглавлял отделение образования в деп. Сантандер, а затем в деп. Кундинамарка (в состав к-рого входит и колумбийская столица). Работа школ была осложнена их разобщённостью, разнородным нац. составом учащихся. По данным 1885, 34,5% колумбийских детей посещало "ланкастерские школы" (см. Взаимное обучение).

В 1903 был утверждён закон об организации гос. бесплатных школ. Обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 7-12 лет установлено в 1927. Декретом 1936 введены единая 5-летняя нач. школа, 6-летняя ср. (4 + 2) школа. В 40-50-х гг. был издан ряд декретов в области образования, направленных на ликвидацию массовой неграмотности, распространение нач. образования (особенно среди сел. населения). Школы не имели единого уч. плана, календаря уч. занятий. Офиц. концепции развития шк. дела часто менялись: в 50-х гг. - план "Общинного действия", позже - создание шк. комплексов, внедрение т. н. интенсивной школы. Шк. реформой 1976 подтверждено обязат. обучение детей с 6 до 12 лет, установлена совр. структура образования: дошк. учреждения для детей 4-5 лет, осн. 9-летняя школа, ср., проф. и промежуточные уч. заведения, вузы. В 1989 15% нас. старше 15 лет было неграмотным. Расходы на образование составили ок. 3% ВНП (1989).

Общее руководство нац. системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования, к-рое инспектирует деятельность всех типов уч. заведений (гос. и частных), направляет работу т. н. региональных. фондов по образованию (осн. в 1968 во всех департаментах страны). В 80-е гг. эти органы системы образования пользовались особой поддержкой гос-ва. В 1979-80 были приняты меры по расширению проф. подготовки и повышению квалификации, в т. ч. и среди пед. кадров. В 1980 была введена в действие Нац. служба аттестации преподавателей. Отделение Мин-ва - Колумбийский ин-т по развитию высш. образования (осн. в 1968) руководит высш. уч. заведениями.

Интенсивное развитие сети дошк. учреждений началось с 1974, когда на Мин-во образования была возложена обязанность разработать планы воспитат. и уч. работы в дет. садах и руководство пед. подготовкой воспитателей. В 1989/ 1990 уч. г. в дошк. учреждениях насчитывалось ок. 276 тыс. детей 4-5 лет. Ок. 63% их посещало частные дет. сады.

Осн. 9-летняя школа имеет 2 ступени:

1-я ступень - 5-летняя (быв. нач. школа), обязательна для детей от 6 до 10 лет,

2-я - 4-летняя (общеобразоват. неполная ср. школа). В школах 1-й ступени преподаются исп. яз., арифметика, история и география страны, естествознание, рисование, пение, физкультура, правила поведения и гигиенич. навыки, домоводство. В школах 2-й ступени - испанский и иностранные языки, философия, религия, физич. культура, исп. и лат.-амер. лит-ра, лат. яз., история, география К., всеобщая география, физика, химия, геометрия и тригонометрия, общее естествознание. В 1988/89 уч. г. в 35 тыс. школ 1-й ступени насчитывалось 4,0 млн. уч-ся, 136,4 тыс. преподавателей, в школах 2-й ступени - 2,13 млн. уч-ся, ок. 107 тыс. преподавателей. Окончившие осн. школу могут поступать на работу или продолжать учёбу в полной ср. школе (2 года) или в проф. уч. заведениях.

Получение проф. образования возможно в разл. ин-тах по 2 типам программ. Обучение по 1-му типу (2 года) даёт ср. проф. образование, подтверждаемое дипломами техника и другими т. н. промежуточной категории. Обучение ло 2-му типу (4 года) даёт неполное высш. образование. Уч. процесс в ин-тах подразделяется на 2 цикла: в течение первых 2 лет студенты осваивают практич. знания и навыки и прикладные уч. дисциплины, в течение последующих - проходят теоретич. подготовку. После четырёхлетнего курса выпускники получают проф. квалификацию и дипломы технолога и другие с соответствующей специализацией; они могут продолжать обучение по избранной специальности в вузах.

Несмотря на усилия гос-ва по диверсификации ср. образования и повышению значения техн. и естеств.-науч. дисциплин, гуманитарный профиль преобладал в системе нац. образования К. и в 80-е гг. 1/2 уч-ся второй ступени обучалась в гос. ср. уч. заведениях.

Гос. ср. уч. заведения входят в Нац. систему ср. образования (INEM). К ней примыкает Нац. служба проф.-тех. подготовки (SENA), рассчитанная на 5-7 лет обучения, к-рая даёт возможность молодёжи старше 15 лет и взрослым получить знания в объёме осн. школы и в течение 2 лет - необходимые производств, навыки.

Ликвидацией неграмотности среди взрослого населения занимаются центры по развитию образования (осн. в 1977); в нач. 80-х гг. в 180 таких центрах по всей территории страны обучалось 2,5 тыс. чел.

В системе высш. образования в 1988/89 уч. г. насчитывалось 21 гос. и 17 частных ун-тов, ок. 30 ин-тов, в к-рых обучалось ок. 435 тыс. студентов. Процесс обучения в ун-те подразделяется на 2 цикла. По окончании 1-го цикла (2 года) студенты получают звание технолога университетского профиля, по окончании полного курса (4-6 лет) - проф. звание. По завершении пед. ф-та студенты получают диплом лиценциата. Подготовка науч. и преподавательских кадров для вузов осуществляется в аспирантских школах.

Крупнейшие ун-ты (1989): Нац. ун-т К. (осн. в 1867 на базе 11 созданных в 1563-72 уч. заведений и филиалов; из 28 тыс. студентов 20 тыс. обучалось на 12 ф-тах, расположенных в Боготе, остальные - в филиалах в Медельине, Манисалесе, Пальмире), Ун-т департамента Антьокия в Медельине (осн. в 1822; 14 ф-тов, 19 тыс. студентов), Ун-т Картахены (1827; 8 ф-тов, св. 4,4 тыс. студентов), Ун-т департамента Каука в Попая-не (1827; 10 ф-тов и школ, св. 3,3 тыс. студентов), Хаверианский папский ун-т (19 ф-тов, св. 22,2 тыс. студентов).

Преподавателей осн. школ 1-й ступени готовят 6-летние пед. уч-ща. В 1988/89 уч. г. в пед. уч-щах насчитывалось 170 тыс. уч-ся, работало 5 тыс. преподавателей. Учителей осн. школ 2-й ступени готовят пед. ин-ты (крупнейший - Нац. пед. ун-т в Боготе, осн. в 1955; 4,9 тыс. студентов в 1989), а также соответствующие ф-ты ун-тов.

Центры пед. исследований публикуют свои издания: Отделение пед. информации и документации при Мин-ве образования - ежемесячник "Educacion" ("Образование"); Нац. пед. ин-т - "Revista Colombiana de la educacion" (- "Колумбийский журнал по образованию") и "Docu-mentacion educativa" ("Педагогическая документация"); Колумбийский ин-т по развитию высш. образования - "Educa-cion superior у desarrollo" ("Высшее образование и развитие", ежеквартально) и "Directorio de la educacion superior en Colombia" ("Руководство высш. образованием в Колумбии"); Центр исследований проблем нар. образования - "Cien dias" ("Сто дней", ежеквартально) и "Controversia" ("Полемика", 10 выпусков в год); Колумбийский ин-т исследований и финансового обеспечения обучения за рубежом (ICETEX) - ежегодный бюллетень; Ассоциация колумбийских ун-тов - журн. "Mundo universitario" ("Университетский мир", ежеквартально).

Лит.: Культура Колумбии, М., 1974; Estudios sobre educacion en Colombia, Bogota, 1974; Politica educativa nacional. Reforma educativa 1976, [Bogota], 1976; Texto completo de la reforma universitaria en Colombia, Bogota, 1980; Crisis de la educacion superior: expectativas у alternativas, Bogota, 1985. Э. Г. Ермольева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета