Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Корф

Корф Николай Александрович, барон [2(14).7.1834, Харьков, - 13(25).11.1883, с. Нескучное, ныне Донецкой обл.], педагог и методист, земский деятель. По окончании Александровского лицея (1854) на гос. службе. С 1856 в отставке, в своём имении Нескучное. Активный участник земского движения: с 1867 член, а затем пред, уездного училищного совета в Алек-сандровске (ныне Запорожье). Применительно к нуждам рус. крестьянства создал тип одноклассной сел. земской школы с 3-годичным сроком обучения. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в 3 отделениях школы. Специально для сел. школы написал уч. книгу "Наш друг" (1871), содержавшую практич. советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, к-рая явилась дополнением к "Родному слову" К. Д. Ушинского. К. сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы нар. школы в печати. За время деятельности К. в Александровском земстве (1867-72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Тип сел. школы, созданной К., распространился в др. земских губерниях, в практике школы широко применялась его уч. книга. К. подчёркивал, что успех нар. школы зависит прежде всего от личности учителя. Был инициатором (1867) съездов-курсов для учителей нар. школ, организатором учительских б-к. Издаваемые К. "Отчёты Александровского уездного училищного совета" (в. 1-5) освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия нар. уч-щ и их программы, планы шк. зданий и мн. др., оказывая существенную помощь учителям. Разрабатывая принципы нар. школы, указывал, что множеству нац. типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных нар. уч-щах 1874, не предусматривавшее вариативности типов нач. школы. Требовал обучения на родном языке учащихся.

Деятельность К. вызвала враждебное отношение со стороны реакц. кругов; в 1872 на земских выборах он был забаллотирован и уехал за границу; в 1880 вернулся в Россию. В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу к-рых входило закрепление знаний бывших учеников нач. школы.

Поч. ч. Петерб. пед. об-ва (1870), Моск. к-та грамотности (1871). Награждён золотой медалью Петерб. к-та грамотности (1873).

Соч.: Земский вопрос. (О нар. образовании), СПБ, 1867; Наше шк. дело. Сб. статей по училищеведению, М., 1873; Рус. нач. школа. Руководство для земских гласных и учителей сел. школ, СПБ, 18796; Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу, СПБ, 18807; Руководитель для воскресных повторительных школ, СПБ, 1882; Наши пед. вопросы, т. 1-2, М., 1882-86; Из пережитого. Записки..., "Рус. старина", 1884, № 3-5.

Лит.: Песковский М. Л., Барон Н. А. Корф, его жизнь и обществ, деятельность, СПБ, 1893; Бендриков К. Е., Н. А. Корф - выдающийся организатор рус. нар. школы (1834-1883), НШ, 1945, № 12; Михайлова Л. П., Пед. взгляды Н. А. Корфа, "УЗ Ишимского пед. ин-та", 1958, т. 2; С м и p и о в В. 3., Н. А. Корф, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета