Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Каржавин

Каржавин Фёдор Васильевич [20(31). 1.1745, Петербург, - 1812, Москва], просветитель, педагог, переводчик. Получил домашнее образование, затем учился во Франции (1753-65), окончил коллеж, слушал лекции в Парижском ун-те. Просветительские взгляды К. сформировались под влиянием сочинений франц. энциклопедистов, на к-рые впоследствии он неоднократно ссылался в своих трудах. Готовясь к преподавательской деятельности в России, составил записку "О порядках школ и обучения в Парижском университете" (ок. 1765). С 1767 преподавал франц. яз. в Троицкой Лаврской семинарии, затем по приглашению архитектора В. И. Баженова перешёл в Экспедицию Кремлёвских строений для обучения "архитекторской команды" физике и математике. В 1772 составил словарь, помещённый как приложение к переведённой им кн. К. Перро "Сокращённый Витру-вий, или Совершенный архитектор" {издан в 1789). По составу лексики он предназначался не только для лиц, занимавшихся архитектурой; в нём содержались сведения по истории, математике, географии, политике, медицине, иск-ву и др. областям знания. Параллельно вёл работу над составлением предварит, словника к толковому "Словарю Академии Российской" (СПБ, 1789-94). В нач. 70-х гг. 18 в. сотрудничал с Н. И. Новиковым в его журн. "Живописец".

С 1773 за границей, жил в Голландии, Париже, одним из первых русских предпринял поездку по Америке (1776-84). По возвращении возобновил издат. и пе-реводч. деятельность, с 1797 переводчик в Коллегии иностр. дел.

Осн. соч. К. - "Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских" (1794) написано под влиянием "Письмовника" Н. Г. Курганова в жанре хрестоматии. Наряду с основами франц. грамматики в книге содержались разделы, где обсуждались общие науч. и морально-этич. проблемы, давались сведения по нек-рым жизненно важным вопросам, разъяснялась польза чтения. Нашли отражение просветительские идеи (о природном равенстве людей, недопустимости рабства, идеале добродетельного монарха и др.), представленные в поэтич. отрывках, лит. образах из произведений разл. авторов, ист. примерах (в т. ч. эпитафия Б. Франклину). Раздел "Разные мысли", написанный в шутливой форме, раскрывал духовный облик самого автора, его презрение к богатству, чиноиска-тельству, лихоимству, подобострастию придворных литераторов. Большое место отведено филол. материалам (примеры из старофранц. языка, тексты для обучения польск., чеш., иллирийскому языкам). "Вожак..." явился одной из первых ист.-лит. хрестоматий, отвечавшей потребностям просветительства.

Пользовался популярностью и др. учебник К. - "Новые французские, российские и немецкие разговоры... в пользу начинателей" (1784, 10 переизд.), к-рый включал не только "употребительные речения", но и широкий круг познават. сведений, в т. ч. сообщение о путешествии К. в Америку. Освещались также вопросы преподават. иск-ва, методики обучения иностр. языкам. Подобранные в "Разговорах" примеры должны были способствовать искоренению в обществе праздности и тунеядства, воспитанию у юношества нравств. добродетелей (человеколюбия, сочувствия нуждающимся и др.).

К. принадлежит также ряд переводов науч.-популярной лит-ры по архитектуре, географии, истории и естеств. наукам.

Лит.: Долгова С. Р., Творческий путь Ф. В. Каржавина, Л., 1984. С. Р. Долгова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета