Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Лилина

Лилина Злата Ионовна (1882, г. Друя Витебской губ., - 1929, Ленинград), педагог, деятель нар. образования. Жена Г. Е. Зиновьева. По окончании гимназии в Митаве работала учительницей (1902). В 1902 вступила в РСДРП, с 1903 в орг-ции большевиков. В 1902-03 находилась в Швейцарии, училась на мед. курсах в Берне. В 1905-07 в Петербурге, участвовала в рев. событиях, продолжала пед. деятельность. В 1908-17 вновь в Швейцарии (Женева), работала под руководством В. И. Ленина. Сотрудничала в газетах "Звезда", "Правда", жури. "Работница", участвовала в подготовке парт, публикаций. После Февральской революции в России, с апреля 1918 зав. отделом социального обеспечения Пет-рогр. совета. Возглавляла борьбу с дет. беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в шк. учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 зав. петрогр. Губсоцвосом и зам. зав. губоно. В 1924- 1926 зав. петрогр. губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии, в 1927-29 зав. отделом дет. книги Госиздата, чл. коллегии Главсоцвоса НКП РСФСР.

В основе организаторской и науч.-пед. деятельности Л. лежало представление о том, что школа - "первая ступень жизни" (а не средство подготовки к ней), на к-рой учащиеся должны обрести духовную свободу и научиться "самоуправляться и управлять". Л. настаивала на вариативности типов общеобразоват. школы. Наиб, жизненными в условиях послерев. периода она считала апробированные в практике Петрогр. губ. (Союза сев. коммун) три типа: школы с продлённым днём, школы-клубы (с правом свободного посещения в течение полного дня и изучением предметов по выбору), дет. дома (или "дет. трудовые коммуны"; рассматривались как тип массовой школы). Л. показала разнообразные возможности взаимодействия и сотрудничества в них школьников с учителями, воспитателями, трудовым населением (Советы по нар. образованию, "рабочие пат-ронаты", т. н. летние школы, создаваемые при поддержке предприятий и крестьянских об-в, занятия с привлечением специалистов произ-ва, творческой интеллигенции и др.). Способствовала развитию школ с с.-х. и индустр. уклонами.

Отмечая необходимость связи школы с производит, трудом, Л. в то же время заняла леворадикальную позицию по отношению к проф. образованию, противопоставив его общему. В полемике по проблемам трудового обучения она выступила против идей ранней профессионализации и монотехнического образования.

После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Л. была инкриминирована принадлежность к "троцкистской оппозиции", она была исключена из партии. Со 2-й пол. 30-х гг. имя и труды Л. были изъяты из науч. обращения и библиографии.

Соч.: Социально-трудовое воспитание. Итог четырехлетней работы с Октябрьской революции до октября 1921 г., П., 1921; Красный календарь в трудовой школе. Метод, статьи, инструктивный материал и библиография, Л1924 (сост.); Школа и трудовое население. Опыт связи. Принципы и методы, Л., 19252; Практика социального воспитания. (Опыт Ленинграда и Ленингр. губ.). Сб., М. - Л., 1926 (ред.); Лилина о самой себе (Автобиография), "Красная летопись", 1929, № 4, с. 244-46; Пед. методы Ленина, М., 1925.

Лит.: Гинтовт А., Педагог - энтузиаст, "Красная летопись", 1929. № 4; Пед. деятельность и пед. взгляды 3. И. Лилиной. (Метод, материалы для студентов). Сост. В. В. Макаев, Пятигорск, 1990.

В. В. Макаев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета