ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЛинднерЛинднер (Lindner) Густав Адольф (11.3.1828, Рождяловице, - 16.10.1887, Прага), чеш. философ и педагог. Окончил филос. ф-т Карлова ун-та в Праге (1850). Преподавал философию, математику и физику в ср. школах разл. типов. В 1872-82 директор учительского уч-ща в Кутна-Гора, с 1882 первый проф. педагогики Карлова ун-та (чеш. отделение). Пед. взгляды Л. сложились на основе учения И. Ф. Гербарта. Они нашли отражение в ранних работах Л., учебниках по воспитанию и обучению для учителей ср. школ (1877, и др. изд.). Позднее под влиянием Ч. Дарвина, Г. Спенсера пытался применить эволюц. подход в пед. исследованиях. Рассматривая человека как ячейку сложного обществ, организма, считал, что воспитание должно проходить в гармонии с моральным и общекультурным развитием общества. Считал, что формирование обществ, поведения и усвоение нравств. норм происходит на основе личной заинтересованности людей. В связи с этим отстаивал идею концентрации уч. материала вокруг наиб, важных и полезных для будущей жизни учеников областей знания. Был противником перегрузки уч. программ, ведущей к формальным знаниям. Воспитание и обучение, по мнению Л., должны строиться на принципе естественности ("природосо-образности"), для реализации к-рого необходимо знание дет. психологии и логики. Руководствуясь этим принципом в соединении с наглядностью и системностью обучения, учитель сможет лишь направлять уч. деятельность ребёнка, предоставляя ему возможность самостоятельно наблюдать и делать выводы. В дидактике ориентировался на гербартовские принципы последовательного усвоения уч. материала (теорию "ступеней"). Однако учитывал опасность формального применения этих идей, возведения их в абсолют. Чтобы уточнить место педагогики среди др. наук, предложил её классификацию. Педагогика, по Л., состоит из ист. и систематич. части, в последней выделяются филос. и эмпирическое (прак-тич.) направления. К филос. направлению относил пед. антропологию, пед. психологию, пед. телеологию (учение о целях и задачах воспитания), пед. методологию (учение о пед. руководстве и дидактику). В эмпирич. педагогике рассматривал учения о "неделимом" (внешкольном) и о "делимом" (школьном) воспитании, включающем организацию школы и правовые предписания. Выдвинул идею обязательного специа-лизиров. обучения педагогике в зависимости от будущей функции конкретного человека в шк. системе. Предложенная Л. концепция высшего пед. уч. заведения предусматривала создание "музея наглядных пособий", мастерских, пришкольного участка и пр. В 1888 вышел осн. теоретич. труд Л. "Педагогика на основе науки о развитии..." ("Paedagogika na zaklade nauky о vyvoji pfirpzenem, kulturnfm a mrav-ni'm"). Перевёл на нем. яз. "Большую дидактику" Я. А. Коменского, кн. К. А. Гельвеция "О человеке" и др. Был редактором 6-ки "Классики педагогики", издателем первого чеш. науч.-пед. журн. "Paedagogium" (1879-81), автором мно-гочисл. статей в энциклопедич. справочнике по воспитанию ("Enzyklopadisches Handbuch der Erziehungskunde", 1882- 1883). Соч.: Allgemeine Unterrichtslehre, W., 1877; Allgemeine Erziehungslehre, W., 1877; в рус. пер. - Общее учение о воспитании, Глу-хов, 1886; Общее учение об обучении, Глухов, 1887. Лит.: Kral J., G. A. Lindner. 2ivot a fi-losofie, в кн.: Lindner G. A., Myslenky k psychologii spolecnosti jako zaklad spole-censke vedy, Praha, 1929; его же, Studie o G. A. Lindnerovi, Brat., 1930. Г. А. Касвин.
|