Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Литт

Литт (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, - 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников "педагогики культуры". Учился в Боннском и Берлинском ун-тах. В 1904-18 преподавал в гимназиях, в 1914-17 работал в департаменте просвещения Мин-ва культов Пруссии. Проф. ун-тов Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920-37; 1945-47). В период фаш. диктатуры досрочно ушёл на пенсию.

Осн. пед. идеи сформулировал в трудах "Мысли о культуроведческом принципе обучения" ("Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip", 1925), "Руководить или растить?" (""Fuhren" oder "wachsenlassen"", 1927), "Самопознание человека "("Selbsterkenntnis des Menschen", 1938) и др. Последователь духовно-ист, школы В. Дильтея, идеи к-рого трактовал в духе неогегельянства. В педагогике видел опосредующее звено между культурой и "воспитат. действительностью" - одну из наук о духе, постигающих его социально-культурную целостность. По Л., культурологич. ориентация педагогики предполагала содержат, анализ как духовной организации отд. личности, так и состояния культурной общности. "Педагогика культуры" призвана, по Л., открыть перед человеком "иррациональную конкретность" жизненной действительности и дать личности ист. осознание своей уникальности, охватывающей осн. тенденции становления целостного "нац. духа". В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы (к-рое он видел у позитивистов) активно-личностный подход к ценностям духовной культуры. Акцентировал внимание на гуманитарном образовании. Методом пед. познания считал интерпретацию "воспитат. феномена", проявляющуюся в переживании, в т. н. вхождении в язык, нравственность, иск-во и др. "объективации духа". Воспитание Л. определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как "духовное становление" в совм. жизни с людьми. В "педагогике культуры" Л. видел прежде всего "методику мышления", направленную на "высвечивание" воспитат. эффекта. Л. особое внимание уделял взаимодействию образования и политики ("организованной воли гос-ва") и теоретически обосновывал необходимость полит, воспитания молодёжи бурж. гос-вом. Оказал значит, влияние на формирование офиц. доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально-критическую педагогику и пед. антропологию.

Соч.: Die Philosophie der Gegenwart und ihr Einflu? auf das Bildungsideal, Lpz., 19303; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt, Bonn, 19596; Padagogik und Kultur. Kleine padagogische Schriften, 1918-1926, Bad Heilbrunn, 1965.

Jlum.: Sinn und Geschichtlichkeit. Werk und Wirkungen Theodor Litts, hrsg. von J. Derbo-lav [u. a.], Stuttg., 1980. В. Б. Куликов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета