Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, - 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.

Род. в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб, отличившихся учеников Л. был направлен в Петербург в Академич. ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском ун-те, а затем в ун-те г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Л. был назначен адъюнктом АН по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).

Гл. предметом науч. работ Л. в течение первых 10 лет были естеств. науки, особенно химия, физика, металлургия, физ. география, а с 1753 и до конца жизни Л. работал в самых разл. областях естеств. и прикладных наук, занимался наряду с этим лит. творчеством, опубликовал неск. од и трагедий, а также ряд фундаментальных филол. трудов. В 1763 Л. стал чл. Академии художеств. В последние годы жизни науч. работы Л. были высоко оценены за пределами России. Почётный чл. Шведской (1760) и Болонской (1764) АН.

Л. был инициатором разнообразных научных, техн. и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Л. много сил отдал борьбе за расширение АН и улучшение её работы как уч.-науч. учреждения. В должности советника канцелярии АН (1757) разработал план реорганизации управления АН и проект её устава. По инициативе Л. и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Л. по естествознанию, рус. грамматике, риторике, поэтике. Л. разработал "Штаты и регламенты" для ун-та и университетских гимназий. Предложения Л. способствовали организации уч. дела в АН: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематич. чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов АН. Проведённые по его плану демокр. преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. "Регламентами" определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внеш. вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников "к правильному образу мышления", то гл. обязанность гимназистов - "к наукам простирать крайнее прилежание".

Основой обучения Л. считал родной язык. В академич. гимназии Л. учредил особые классы по изучению рус. яз. До Л. учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церк.-славянском яз., либо на латыни. В 1743 Л. написал "Краткое руководство к риторике" на рус. яз. Изданная в 1748"Риторика" Л. была первой в России хрестоматией мировой лит-ры, включавшей также лучшие произведения отеч. словесности. На основе "Риторики", отражающей мн. теоретич. вопросы развития отеч. лит. речи и письма, впоследствии были написаны учебники по рус. красноречию. Перу Л. принадлежит первый науч. труд по грамматике рус. яз. - "Российская грамматика" (1755, опубл. 1757). Выдержавшая 11 изданий, переведённая на нем., франц., греч. яз., эта работа получила самое широкое распространение в рус. школе 2-й пол. 18 в. В "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758) обосновал возможность развития рус. лит. языка на основе сочетания церк.-славянского и рус. нар. элементов, обусловившего разграничение лит. стилей ("высокий", "средний" и "низкий" слог). Большую роль в становлении грамматич. норм сыграло собственное лит. и естеств.-науч. творчество Л.

Л. добивался переводов на рус. яз. мн. уч. пособий. Переведённая им с лат. яз. "Волфианская эксперим. физика" (1746, 17602) была первым на рус. яз. учебником физики для высш. школ. Целям обучения служили и собств. труды Л. по химии "Элементы матем. химии" (1741), "Введение в истинную физ. химию" (1752), "Опыт физ. химии, часть первая, эмпирическая" (1752-53) и др.

Одной из существенных частей образования, дающей "младым - старых разум", Л. считал историю, патриотич. задачи к-рой сформулировал в "Посвящении к "Истории Российской" В. Н. Татищева" (1749). В результате систематич. изучения подлинных ист. док-тов Л. издал "Краткий рос. летописец с родословием" (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и "Древнюю рос. историю от начала рос. народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1-2, 1766), в к-рой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение рус. культуры и государственности.

Просветительская деятельность Л. не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в Петербурге отд. унта, не входящего в АН, выдвинул идею открытия ун-та в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Л. отводил АН. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отеч. учёных. "За то терплю, - писал Л. перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство".

С о ч.: Поли, собр. соч., т. 1 - 10, М. - Л., 1950-59; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Морозова], М. - Л., 1965; Рос. грамматика, М., 1983 (факсим. изд.); Избр. произв. т. 1 - 2, М., 1986; Соч., М., 1987; Избр. произв., Л., 1990; О воспитании и образовании, М., 1991.

Лит.: Билярский П. С., Материалы для биографии Ломоносова, СПБ, 1865; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Ломоносова, М. - Л., 19473; Ломоносов. Сб. ст. и мат-лов, т. 1 - 5, М. - Л.,

1940-61; Б обр овни к ова В. К., Пед. идеи и деятельность М. В. Ломоносова, М., 1961; К у л я б к о Е. С., М. В. Ломоносов и уч. деятельность Петерб. АН, М. - Л., 1962; Перевалова Л. А., Пед. взгляды М. В. Ломоносова, М., 1964; II а в л о- в а Г. Е., Ф с д о p о в А. С., М. В. Ломоносов, М., 1986; Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избр. тр. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем, М., 1989; Лебедев E. H., Ломоносов, М., 1990. П. А. Лебедев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета