Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Малочисленные народы

Малочисленные народы Севера Рос. Федерации. В этих регионах проживает 26 национальностей, их численность на нач. 1989 составила: ненцы (устар. назв. - самоеды; 35 тыс. чел.), эвенки (тунгусы; 30 тыс.), ханты (остяки; 23 тыс.), эвены (ламуты; 17 тыс.), чукчи (луораветланы; 15 тыс.), нанайцы (гольды; 12 тыс.), коряки (ны-мылланы; 9,2 тыс.), манси (вогулы; 8,5 тыс.), долганы (саха; 6,9 тыс.), нивхи (гиляки; 4,7 тыс.), селькупы (остяки - самоеды; 3,6 тыс.), ульчи (3,2 тыс.), ительмены (камчадалы; 2,5 тыс.), удэгейцы (2,0 тыс.), саами (назв. в 18 - нач. 20 вв. лопари; 1,9 тыс.), эскимосы (юиты; 1,7 тыс.), чуванцы (этели; 1,5 тыс.), нганасаны (тавгийцы; 1,3 тыс.), юкагиры (одулы; 1,1 тыс.), кеты (енисейские остяки, или енисейцы; 1,1 тыс.), орочи (0,9 тыс.), тофалары (карагасы; 0,7 тыс.), алеуты (унарганды; 0,7 тыс.), негидальцы, элкембэйе; 0,6 тыс., энцы (енисейские самоеды; 0,2 тыс.), сроки (0,2 тыс.).

Первые шаги по организации шк. обучения в р-нах Севера России были сделаны в 18 в.: открылись школа при Тобольском архиерейском доме (1702-03), малое нар. уч-ще в Мезени (с 1788; 16 уч-ся ненцев). В 19 в. работали школы при монастырях: Троицком Туруханском (1803), Кондинском (1844); в 1846 - при Об-дорской миссии (1844; ныне г. Салехард). В каждой обучалось по 10 детей северян и русских. Занятия велись на рус. языке. В 1880-84 действовали 2 миссионерские школы в Архангельской губ., в 1913 - 4 (17 уч-ся). Первая школа на Чукотке была открыта в 1883 вс. Маркове (церк.-приходская; обучались дети русских, юкагиров, чуванцев). С нач. 20 в. действовали школы в с. Ола (терр. совр. Магаданской обл.), в Уэлене (для чукчей) и в Чаплино (для эскимосов). Преподавали в них, как правило, люди без пед. подготовки. Занятия проводились 3-4 мес. в году.

С 30-х гг. 19 в. предпринимались попытки создать алфавиты для языков народов Севера с использованием рус. графики. В кон. 19 в. на Крайнем Севере стали создаваться миссионерские школы, работавшие по системе Н. И. Ильминского (в Лово-зерском погосте, Канинском приходе и др.). Обучалось в них по 5-10 чел. Переводческая комиссия в Казани под руководством Ильминского с 90-х гг. стала издавать уч. лит-ру для этих школ. Подобные комиссии были организованы в Архангельске (1894), Обдорске (1898) и др. городах.

Были изданы "Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губ." (составлен под руководством И. М. Сибирцева, 1895), "Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губ." Доставлена К. Щеколдиным, 1895), книги И. Егорова для обучения остяцких <1898) и ненецких (1890) детей (обе в Тобольске). В 90-е гг. в Казани вышли "Азбука на селькупском языке"(составлена Н. П. Григоровским), "Нанайская азбука" (составлена Протодьяконовым). В 1903 в Москве издана "Азбука для вогул приуральских" (составлена епископом Никанором) и др.

Большую роль в просвещении народов Севера и приобщении их к рус. культуре сыграли рус. учёные и полит, ссыльные В. Г. Богораз-Тан, Л. Я. Штернберг, В. И. Иохельсон, исследовавшие местные языки.

По переписи 1897, грамотность сев. народностей составляла: эвенков - мужчин 2,2%, женщин 0,1%; коряков соответственно - 1,4% и 0,3%; ительменов - 8,5% и 1,1%; чуванцев - 18,3% и 17,0%; нивхов - 3,6% (мужчины); среди чукчей и эскимосов грамотных (по данным статистики) не было.

На 1-м Всерос. съезде по вопросам нар. образования (1913-14, Петербург) было принято решение о введении в школах Севера преподавания на родном языке и подготовке нац. пед. кадров. Однако на практике это решение не было реализовано.

В 1915 в р-нах Крайнего Севера действовала 51 нач. школа (как правило, смешанные), в т. ч.: на Кольском п-ове - € школ, в Архангельской обл. - 5, на Тобольском Севере - 12, Туруханском Севере - 3, на Камчатке - 17, в Приморье и на Сахалине - 8 школ.

После установления сов. власти создан (1924) Комитет содействия малым народностям Севера (К-т Севера). Чтобы охватить просвещением не только оседлое население, но и кочевников, К-т в 1925 начал создавать культурные базы, объединявшие в себе кооперативный центр, мастерскую, больницу, школу-интернат, баню, краеведч. музей, науч. лабораторию, жилые дома. Всего за 1925-29 было создано 19 таких баз. На их основе зародились специфич. для сов. Севера учреждения: красные яранги, красные чумы, избы-читальни и т. п., ставшие гл. очагами массового просвещения кочевых народностей.

Распространённые с сер. 20-х гг. временные кочевые школы, к-рые функционировали, как правило, только летом и готовили детей к поступлению в школу-интернат, по мере перехода осн. массы населения к оседлому образу жизни уступали место школе обычного типа. Особенно быстро число школ росло после 1930. В 1929/30 уч. г. было 123 школы, в 1937/ 1938 уч. г. - 535 (10 тыс. уч-ся).

В 1931 создан Единый сев. алфавит на лат. графич. основе. В 1932 началась работа по созданию письменностей на 14 языках сев. народностей. Для координации работ был организован К-т нового алфавита народов Севера. Аналогичные к-ты были созданы на местах. В 1937 письменность народов Севера была переведена на рус. графич. основу.

Создание письменности сыграло большую роль в осуществлении всеобуча, дало возможность широко использовать родной язык как в шк. обучении, так и в просветит, и культурно-массовой работе среди взрослого населения.

В кон. 20-х - нач. 30-х гг. развёрнута подготовка и выпуск учебников на родных языках коренных народов. В 1927 были изданы "Букварь для сев. народностей" Богораза-Тана и С. Н. Стебниц-кого и "Наш север" (книга для чтения) Н. И. Леонова, П. Е. Островских. В 1928-29 появились первые буквари для эвенкийских, нанайских, хантыйских школ; в 1932-33 - буквари "Новая жизнь" - на нанайском яз. (для взрослых; А. П. Козловский, H. E. Афанасьева), "Новый путь" - на эвенкийском (Г. М. Василевич), нанайском (В. А. Ав-рорин), мансийском (В. Н. Чернецов), "Новое слово" - на эвенском (В. И. Цин-циус), ненецком (Г. Н. Прокофьев), нивхском (Е. А. Крейнович); "Красная грамота" - на чукотском (Богораз-Тан), корякском (Стебницкий); "Наша грамота" - на удэгейском (Е. Р. Шнейдер); "Остяцкая книга для первонач. учёбы" (П. Е. Хата-нзеев); "Красный путь" - на селькупском (Е. Д. Прокофьев); "Наша книга" - на эскимосском яз. (Е. П. Орлова). Группа учащихся Хабаровского техникума народов Севера составила букварь "Будем учиться!" на ительменском языке. Появились буквари на хантыйском (Н. Н. Каргер), саамском (3. Е. Черняков) языках.

В 60-х гг. внимание к изучению родных языков народностей Севера было ослаблено, а в ряде р-нов изучение родных языков было полностью прекращено; обучение велось на рус. языке. В нач. 90-х гг. возобновилась работа по подготовке учебников, словарей, книг для внеклассного чтения учащихся и метод, лит-ры для учителей. Все школы обеспечиваются уч.-метод. лит-рой бесплатно.

В 1989 действовало 270 нац. школ (35 тыс. уч-ся), 240 интернатов (10 тыс. воспитанников). В уч.-воспитат. учреждениях работало св. 1 тыс. педагогов из числа коренного населения, в т. ч. 98,6% с пед. образованием. Обучение в школах ведётся на рус. языке. Родной язык изучается как уч. предмет. Организовано обучение по 15 языкам и 5 диалектам. Ительменский, саамский, долганский, юкагирский и др. языки изучаются лишь в нач. классах; ненецкий, чукотский, нанайский, корякский - до 6-го класса; эвенкийский - до 8-го класса. Разработаны региональные программы введения не изучавшихся ранее языков. В ряде школ Севера работают кружки косторезов, охотников, радистов, оленеводов. Для ст. школьников имеются программы факультативных курсов по звероводству, оленеводству, охотоведению и др.

Подготовка педагогических кадров. В 30-е гг. в Сибири функционировало 20 средних и высш. спец. уч. заведений и отделений при них по подготовке пед. кад-род для работы в школах с учащимися-северянами. В 1930 в Ленинграде организован Народов Севера институт, сыгравший значит, роль как в разработке уч. лит-ры, так и в подготовке учителей для нац. школ из коренного населения. С 1942 подготовка пед. кадров для 7-летних и ср. школ осуществлялась на специализированных отделениях Ленингр. ун-та и ЛГПИ им. А. И. Герцена.

В нач. 90-х гг. подготовка преподавателей велась в 12 высших (в т. ч. в Рос. пед. ун-те, Хабаровском, Магаданском, Камчатском пед. ин-тах и др.) и средних (Анадырском, Игаркском, Салехардском, Ханты-Мансийском, Нарьян-Марском и др.) пед. уч. заведениях. В Николаевском, Александровском и Петропавловск-Камчатском пед. уч-щах работают специа-лизиров. отделения.

Организация обучения и воспитания сталкивается с рядом трудностей, накопившихся в течение 60-80-х гг. Среди детей и учащихся высока заболеваемость (в т. ч. социальными болезнями: туберкулёзом и др.), нарушающая непрерывность уч.-воспитат. процесса и уменьшающая возможности получения образования после школы. Сложившаяся традиция содержания детей в интернатах во мн. случаях приводит к разрыву необходимого взаимодействия школы и семьи в воспитании. Материальная база шк. обучения к нач. 90-х гг. значительно отстала от уровня, достигнутого в среднем по Рос. Федерации. Каждая пятая школа нуждалась в капитальном ремонте, во многих нарушены тепловой и световой режимы. Значит, число школ и интернатов размещалось в приспособленных помещениях, не всегда соответствовавших совр. сан. требованиям, без кабинетов профориентации, спорт, залов, игровых комнат и т. д.

Трудные климатич. и бытовые условия жизни порождают нестабильность пед. коллективов; среди работающих педагогов не хватает специалистов со знанием местных языков, быта и традиций сев. народов. Эти особенности слабо учитываются в обучении и воспитании, а выпускники школ предпочитают не возвращаться в родные места, где возможности продолжения традиц. отраслей х-ва постоянно сужались из-за нерациональной эксплуатации природы производств, орг-циями разл. ведомств СССР.

Защита детства и образоват. интересов подрастающего поколения стала одной из целей Ассоциации народов Севера, созданной в 1990, и приоритетным направлением в работах ряда гос. ведомств Рос. Федерации.

Лит.: Материалы I Всерос. конференции по развитию языков и письменности народов Севера, М. - Л1932; Народы Сибири, под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова, М. - Л., 1956; II а т к а и о в С. К., О приросте инородческого населения Сибири, СПБ, 1911; Богораз-Тан В. Г., Чукчи, ч. 1, Л1934; Языки и письменность народов Севера, под ред. Я. П. Алькора, ч. 3, М. - Л1934; Базанов А. Г., Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский север), Л., 1936; Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере, Архангельск, 1936; их же, Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; К p о и г. а-уз Ф. Ф., К истории сов. школы на Крайнем Севере, Ми948; Языки и фольклор народов Сиб. Севера, М. - Л., 1966; Великий Октябрь и малые народы Крайнего Севера, Л1967; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; В с p и и Л. Н., Становление и развитие нар. образования на Колыме и Чукотке, Магадан, 1969; Беленкин И. Ф., Вечный свет, Новосиб., 1973; Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях науч.-техн. прогресса на перспективу до 2005 г., М., 1988; см. также лит. при статьях об отд. автономных округах. Н. И. Меляков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета