Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Маритен

Маритен (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, - 28.4.1973, Тулуза), франц. философ и педагог, виднейший представитель неотомизма. Окончил Сорбонну; с 1914 проф. философии Парижского ка-толич. ин-та. В 1933-44 работал в Ин-те ср. веков в Торонто (Канада). В 1945-48 посол Франции в Ватикане. Преподавал в Принстонском (проф. в 1848-66) и Колумбийском ун-тах (США).

М. возглавлял течение либерального неотомизма. Нек-рые церк. идеологи обвиняли его в отступлении от католич. ортодоксии. Но именно М. в значит, мере предвосхитил тот "новый курс", к-рый стал осуществляться Ватиканом с сер. 50-х гг. 20 в.

Наряду с разработкой филос. и социология, проблем изложил и обосновал пед. концепцию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать "интегральный" гуманизм, к-рый, в отличие от "антропоцентрического", распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны "божественного провидения". Осуждая тоталитаризм и расизм, выражая тревогу в связи с ростом юношеской преступности, девальвацией духовных ценностей и моральной деградацией части молодёжи, М. связывал эти явления непосредственно с упадком религ. влияния. Из этого следовало, что необходимо систематически приобщать детей к религии, сделать глубокую веру в бога их органич. внутр. потребностью, ибо только на такой основе возможно подлинно нравств. воспитание. По утверждению М. принцип строгого разграничения и одновременно органич. сочетания "истин разума" и "истин веры" должен быть "начертан над входом в любое учебное заведение".

В разработанной им модели уч. плана ср. школы предусматривался, наряду с основами совр. наук, обязательный и обширный курс теологии. Без этого, по мнению М., нельзя глубоко уяснить закономерности обществ, развития, поскольку многие совр. полит, и идеологич. конфликты уходят своими корнями в религ. борьбу и теологич. дискуссии.

В отличие от наиб, радикальных католич. идеологов, требовавших немедленной денационализации школ и передачи их в ведение церкви и религ. об-в, М. признавал, что религ. идеология не занимает монопольного положения в совр. мире. Поэтому в рамках нац. систем образования возможно сосуществование конфессиональных и светских уч. заведений.

Соч.: Humanisme integral, Р., 1936; Pour une Philosophie de l'education, P., 1959; Oeuvres (1912-1939). [Brux., 1975]; Oeuvres (1940-1963), [P.], 1979.

Лит.: Bars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Peces-Barba Martinez G., Persona, sociedad, estado. (Pensamiento social у politico de Maritain), Madrid, 1972.

Б. Л. Вульфсон.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета