Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Маршак

Маршак Самуил Яковлевич [22.10 (3.11). 1887, Воронеж, - 4.7.1964, Москва], поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик дет. лит-ры, театра. Печататься начал в 1907. В 1912-14 слушал лекции на ф-те иск-ва Лондонского ун-та, изучал оригинальную систему "здорового воспитания и образования" в "Школе простой жизни" (осн. поэтом Ф. Ойлером). Её деятельность строилась под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого. Работа в этой школе пробудила в М. интерес к педагогике, к теории и практике развития свободной, гармоничной личности. В 1918 включился в пед. эксперимент, проводившийся по концепции С. Т. Шацкого в дет. колонии под Петрозаводском. В 1920 жил в Краснодаре (быв. Екатеринодар), организовал и возглавил здесь "Дет. городок" - комплекс дет. учреждений (школа, б-ка, дет. кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т. ч. "Кошкин дом", "Теремок". С 1922 жил в Ленинграде. Вместе с учёным-фольклористом О. И. Капицей руководил Студией дет. писателей в Ин-те дошк. образования Наркомпроса, организовал (1923) дет. журн. "Воробей" (в 1924-25 - "Новый Робинзон"), ставший своеобразной лабораторией дет. лит-ры, изучения творческих способностей читателя. Был одним из руководителей первого крупного специа-лизиров. изд-ва дет. лит-ры - Детгиза, к-рое привлекало к созданию произведений для детей М. Пришвина, М. Зощенко, В. Бианки, Е. Шварца и мн. др. писателей, художников-иллюстраторов, специалистов театра.

С именем М. связан расцвет дет. лит-ры в 20-30-х гг. В разл. пед. экспериментах и в непосредств. общении с детьми развивался специфич. талант М. - дет. поэта, драматурга, исследователя худож. произведений для юного читателя, зрителя, слушателя. Лит.-пед. деятельность М. получила теоретич. осмысление в его докладе "О большой литературе для маленьких" на 1-м Всес. съезде сов. писателей (1934), в многочисл. выступлениях, статьях, заметках ("Воспитание словом", 1961). В 1923 вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке" и др. Его дет. сказки богаты филос. мудростью, согреты чувством любви к ребёнку, обращены к основам нравственности, духовного равновесия человека. М. обращался и к малым формам фольклора (частушки, пословицы, поговорки), писал рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады. В 30-х гг. создал сатирич. памфлет "Мистер Твистер", стихотворный фельетон "Акула, гиена и волк", пьесы для дет. театров ("Двенадцать месяцев", "Горя бояться - счастья не видать", "Умные вещи").

М. сумел в своих произведениях заговорить с юным читателем о самых сложных социальных понятиях без нравоучений, увлекательно и понятно. Воспи-тат. эффект его произведений, адресованных детям, составляет триединство осн. факторов иск-ва - мысли, чувства, воли. Нравств. принцип в них стал эсте-тич. принципом. Произведения М. для детей воспевают добро, человечность, созидательный труд, готовность соучастия, сыновнюю признательность к матери-природе. Иск-во дет. поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль "большой" лит-ры, а в одном ряду с ней. М. учитывал в своём творчестве, что читатель дет. книги умеет ценить истинность прекрасного, чуток к малейшей фальши. По М., дет. поэзия - "взыскательнейший экзамен для поэзии вообще". Она обладает своими изначальными достоинствами ясности, занимательности содержания и непринуждённой энергии, "естественной как дыхание" мерности и "незаметности" формы (А. Твардовский). Произведения М. для детей были отмечены Гос. пр. СССР (1946, 1951); Лен. пр. (1963) удостоены сб. "Избранная лирика" и книги для детей.

Голос М.-сатирика звучал в годы Вел. Отеч. войны в выступлениях на страницах газет, в антифаш. плакатах (в содружестве с Кукрыниксами; Гос. пр. СССР, 1942), листовках.

М. - переводчик обогатил рус. поэзию классич. переводами сонетов У. Шекспира (Гос. пр. СССР, 1949), песен и баллад Р. Бёрнса, У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса и др.; произведений Леси Украинки, Джамбула, Мусы Джалиля, На-зыма Хикмета, П. Тычины, Л. Квитко и др. поэтов. Творчество М. истинно интернационально, гуманистично. Автор автобиографии, повести "В начале жизни" (1961), статей и заметок о поэтич. мастерстве.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1957-60. Литемирнова В., Мастер дет. книги, в кн.: О лит-ре и театре, М., 1956; её же, Учитель, друг, мастер, в кн.: О детях и для детей, M., 19672; Г а л а и о в Б., С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества, M., 19572; Зинченко Г., Читая Маршака..., в кн.: Дет. лит-ра, М. - Л., 1963; Рассадин Ст., Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра, М., 1964; Чуковский К., Высокое искусство. О принципах худож. перевода, М., 1964; Венгров Н., С. Я. Маршак, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 3, M., 19682; С ар нов Б. М., Самуил Маршак. Очерк поэзии, М., 1968; Лупанова И., Полвека. Сов. дет. лит-ра, 1917 - 1967, М., 1969; Жизнь и творчество С. Я. Маршака. Маршак и дет. лит-ра, сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский, М., 1975; Твардовский А., О поэзии Маршака, в кн.: Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о Маршаке, М., 1988; С и - воконь СИ словом, и делом (С. Маршак), в кн.: Уроки дет. классиков, М., 1990. Т. Д. Полозова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета