ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Мак-ЛуэнМак-Луэн (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, пров. Альберта, Канада, - 31.12.1980, Торонто), канад. культуролог, социолог, литературовед, публицист. В 1934 окончил ун-т Манитобы в Виннипеге (Канада); продолжил образование в Кембриджском ун-те (Великобритания; д-р философии, 1942). Преподавал в ун-тах шт. Висконсин (1936-37) и г. Сент-Луис (1937-44) в США; в Ассампшен ун-те (1944-46) и католич. колледже Св. Михаила в Торонто (1946-80) в Канаде. В 1950-60 руководил работами по нац. проекту США в области использования средств массовой коммуникации в образовании. Осн. сфера науч. деятельности М.-Л. - исследование культурологич. аспектов массовой коммуникации, и в частности феномена "массовой культуры". В первой кн. "Механич. невеста: фольклор индустриального человека" - ("The mechanical bride: folklore of industrial man", 1951) М.-Л. рассмотрел рекламу как наиб, характерное явление "массовой культуры". В серии книг, посвящённых проблемам массовой коммуникации, - "Галактика Гутенберга: производство типографского человека" ("The Gutenberg galaxy: the making of typographic man", 1962),<Пони-мание средств коммуникации: расширение возможностей человека" ("Understanding media: the extensions of man", 1964), "Война и мир в глобальной деревне" ("War and peace in global village", 1968) и др. - выдвинул концепцию ист. развития человечества, согласно к-рой перевороты в развитии культуры происходят в связи с распространением нового "средства общения" (массовой коммуникации). Это средство, будучи "технол. продолжением" человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние и формирует новый тип восприятия. Для "эпохи племенного человека" характерно мифологич. мышление, нерасчленённость восприятия, основанная на преобладании слуха и осязания (общение осуществляется гл. обр. посредством устной речи). Появление письменности, в особенности фонетич. письма, постепенно трансформирует "оральную" (устную) коммуникацию в "визуальную" (зрительную). Отправной точкой "эпохи типографского индустриального человека" явилось изобретение в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка. Распространение книгопечатания, по М.-Л., привело к преобладанию зрительного восприятия, а также к обособлению нац. языков и гос-в, к пром. революции, разобщению людей и растущей производств, специализации, крайним формам рационализма и индивидуализма. В 20 в. в связи с появлением аудиовизуальных средств наступает "эпоха нового племенного человека", нервная система к-poгo расширена с помощью электронных средств коммуникации. В результате образуется "глобальное объятие", сжимающее пространство и время в человеческом обществе, и Земля всё больше превращается в "глобальную деревню", где человечество окружено продуктами своего воображения. Это, в свою очередь, приводит к новому витку мифологизации сознания. Так, "кончается Природа и начинается Экология". Центр, значение в выявлении людьми кардинальной общности своих интересов М.-Л. отводит формирующемуся эколо-гич. мышлению. Одним из первых М.-Л. обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными. Идеи М.-Л. оказали влияние на развитие "массово-коммуникац. педагогики", в частности медиа образования. Отмеченная М.-Л. необходимость "понимания средств коммуникации" и осознание пед. общественностью важности обучения подрастающего поколения "вербо-визуальной грамотности" способствовали возникновению в 60-е гг. в США и Канаде движения "Визуальная грамотность". В память М.-Л. в Канаде учреждена пед. премия его имени, к-рая ежегодно присуждается преподавателю, разработавшему наиб, оригинальное применение "ком-муникац. технологий" в образовании. Соч. в рус. пер: Телевидение. Робкий гигант, в кн.: Телевидение вчера, сегодня, завтра, М., 1987. Лит.: Marchand Ph., Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, N. Y.-L., 1989. А. В. Шариков.
|