ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
МединскийМединский Евгений Николаевич [27.2. (11.3).1885, Ялта, - 6.3.1957, Москва], педагог, деятель нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1944), д-р пед. наук (1935), проф. (1926). Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1914). В 1911-18 работал в области нар. образования в земских учреждениях. В 1912-15 в С.-Петерб. пед. академии прочитал впервые в России курс лекций по внешк. образованию. В 1915-17 преподавал на Высших пед. (быв. Фребелевских) курсах, в 1918-20 - в Нижегородском ин-те нар. образования, в 1920-22 проф. Уральского ун-та. С 1922 в Москве; зав. отделом статистики Политпросвета Нар-компроса РСФСР, в 1922-48 преподаватель, затем проф. 2-го МГУ (с 1930 МГПИ), ВКИПа (1930-37) и др. вузов Москвы. В 1944-52 в системе АПН РСФСР: в 1944-46 директор Гос. б-ки по нар. образованию, в 1944-48 зав. отделом НИИ теории и истории педагогики. Чл. През. АПН РСФСР (1947-52). В 1949-52 зав. редакцией педагогики изд-ва "Сов. энциклопедия". Осн. внимание уделял проблеме внешк. образования. Разработал систему работы земств и земских учреждений по просвещению, шк. и внешк. образованию (нар. дома, б-ки, выставки, лекционная деятельность, организация курсов). Пропагандировал демокр. начинания пед. общественности. В пед. деятельности и науч. исследованиях теоретич. положения были тесно связаны с анализом и обобщением практики обществ.-просветительской деятельности. К внешк. работе после 1918 М. относил политико-воспитат. и общеобразоват. мероприятия для взрослых. Им разработаны организац.-дидактич. основы внешк. образования, в т. ч. положения о самодеятельности населения в проведении культ.-просвет, работы, о взаимодействии всех внешк. учреждений для удовлетворения культурных потребностей народа. М. выдвинул идеи создания нар. домов для полит, просвещения масс, превращения б-к в центры общекультурной работы. Обосновал необходимость широкого исследования проблем воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни. В кон. 1917 - нач. 1918 выступал за организацию нар. образования на принципах самоуправления и автономии. Критиковал политику Наркомпроса. С 1920 разрабатывал науч.-теоретич. и метод. основы курса истории педагогики с марксистских позиций. Автор первого сов. учебника по истории педагогики "История педагогики в связи с экон. развитием общества" (т. 1-3, 1925-29), в к-ром реализовал идеи взаимосвязи ист. пед. процесса с социально-экон. развитием общества, с рев. борьбой нар. масс. Однако этому труду присущи абсолютизация классового подхода к политике в области просвещения и чрезмерное увлечение общей историей и философией в ущерб собственно истории педагогики, а также ме-ханич. перенесение отд. социально-полит., экон. категорий и положений на оценку пед. явлений прошлого. После существенной доработки книга вышла в 2 частях: "Всеобщая история педагогики" и "История рус. педагогики до Вел. Окт. социалистич. революции" (1938). Затем на основе однотомного учебника (1947) был написан ряд глав нового учебника по истории педагогики (совм. с Н. А. Константиновым и М. Ф. Шабаевой, неск. изд. в 1956-82). На содержании учебника негативно отразились идеологизированные оценки ист.-пед. явлений, а также трактовка сов. школы как высш. этапа развития мирового пед. процесса. Внёс существенный вклад в изучение проблем взаимосвязи и взаимовлияния отеч. и заруб, педагогики, определение самобытности многонац. пед. мысли; занимался ист.-культурным анализом памятников пед. мысли прошлого как важнейших источников для познания ист.-пед. процесса. В работе "Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией" (1954) М. показал пути развития отеч. педагогики, оригинальность её идей и творческое осмысление пед. наследия др. стран. Исследовал историю рос. школы и, педагогики, творчество Н. И. Пиро-гова, К. Д. Ушинского, А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого и др. Автор "Очерков по истории сов. школы РСФСР за 30 лет" (1948, совм. с Константиновым), в к-рых в целях исследования опыта сов. школы привлечён анализ уч. планов, программ и учебников. Однако оценка истории педагогики 20-х гг. дана под влиянием идеологич. стереотипов периода сталинизма. Уделял также внимание вузовской педагогике (методике чтения лекций, организации самостоят, работы студентов и др.). Участвовал в подготовке к изданию пед. соч. К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, однотомников С. Т. Шацкого и др. Соч.: Внешк. образование. Его значение, организация и техника, M., 19184; Методы внешк. просветит, работы, M., 19182: Внешк. образование в РСФСР, M., 19232; Энциклопедия внешк. образования, т. 1-3, Ми923- 1925; Методы внешк. распространения с.-х. знаний, М., 1924; Классовая борьба и воспитание, М- - Л1931; Иоганн Генрих Пес-талоцци. Его жизнь, учение и влияние на рус. педагогику, M., 19272 (соавт.); Вел. рус. педагог К. Д. Ушинский, Ми945; Педагогика, M., 19482 (соавт.); А. С. Макаренко. Жизнь и пед. творчество, M., 19492; Нар. образование в СССР, M., 19522; Очерки по истории педагогики, М., 1952 (соавт.); Просвещение в СССР, Ми9553; Воспитание культурных навыков поведения и речи детей. М., 1958. Лит.: Памяти E. H. Медынского, СП, 1957, №4;Шабаева М. Ф., Памяти выдающегося сов. педагога E. H. Медынского, СП, 1975, № 3; P а в к и и 3. И., Видный ученый и деятель нар. образования, СП, 1985. № 3; Г о p и о с т а с в П. В., Вклад E. H. Медынского в педагогику взрослых, там же; Петров В., Проскурин В., Многогранный талант педагога. (К 100-летию Е. Н. Медынского), НО. 1985; E. H. Медынский. Биобиблиографич. указатель, М., 1986. М. В. Богуславский.
|