Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Меланхтон

Меланхтон (Melanchthon, грецизи-ров. форма нем. фамилии Шварцерд - Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден, - 19.4.1560, Виттенберг), нем. педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Учился в Гейдельбергском ун-те (в возрасте 14 лет - бакалавр; в 16 лет - магистр). Преподавал в Тюбингенском (с 1517) и Виттенбергском (1518, проф. с 1524) ун-тах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Цель обучения видел в овладении красноречием, но связывал его с конкретным знанием и глубоким пониманием предмета. Ведущим элементом обучения сделал чтение др.-греч. и рим. оригинальных источников. Чтение дополнялось устными и письменными "подражаниями в стиле", декламацией. Определил круг авторов, произведения к-рых стали изучаться в ср. школе.

Для осуществления своих пед. идей предложил латинскую школу как единый тип общеобразоват. уч. заведения для всех герм, земель, где победила Реформация. Обучение в лат. школах подразделил на 3 ступени. На 1-й ступени учащиеся овладевали чтением и письмом на родном языке (что было важным нововведением), общими уч. навыками, основами религ. догматики; на 2-й - изучали греч. и лат. грамматику по отрывкам из худож. произв. и углубляли познания в вероучении Лютера; 3-я - предназначалась для самых способных и предполагала овладение тривиумом и лат. языком. Помимо лат. школ планировал создание "высших школ" (гимназий), образцом к-рых стала школа в Нюрнберге (1526). Составил пособие по греч. грамматике (1518; к нач. 17 в. выдержало св. 40 изд.), хрестоматию "Наставление юношеству в греч. лит-ре" (1525), учебники по мн. предметам. Систематизировал и изложил в форме учебника лютеровское вероучение. Инициатор издания первого гос. шк. устава (для лат. школ Саксонии), положившего начало шк. законодательству. Устав был опубл. в приложении к инструкции для инспектирования лат. школ (1528), к-рая в то время рассматривалась учителями как метод, пособие по педагогике и организации обучения. Сформулированные М. требования к программам и организации уч. процесса, его учебники доминировали в нем. школах до 18 в. По проектам М. с сер. 30-х гг. 16 в. было перестроено преподавание в ун-тах Виттенберга, Гейдель-берга, Тюбингена, Лейпцига, Ростока, открыты протестантские ун-ты в Кенигсберге, Марбурге, Йене. За многолетнюю пед. деятельность его назвали "наставником Германии".

Соч.: Humanistische Schriften (Werke in Auswahl, Bd 3, hrsg. von R. Stupperich), Gutersloh, 1961; [Melanchthon], в кн.: Padagogik und Reformation. Zeitgenossische Schriften und Dokumente, B., 1983.

ЛитBornkamm H., Philipp Melanchthon, Gott., 1960"; Hammer W., Die Melanchthonsf orschung im Wandel der J ahrhu-nderte, Bd. 1-2, Gutersloh, 1967-68.

A. M. Пискунов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета