ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
МечМеч Сергей Павлович [25.1(6.2).1848, Смоленск, - 21.9.1936, Марьино, близ Гжатска, ныне Гагарин], географ-методист, педагог, писатель. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1870). Св. 30 лет преподавал в гимназиях и др. уч. заведениях Москвы. Выступал с публичными лекциями по географии; публиковал очерки и этюды, написанные в результате путешествий по России и др. странам. Уроки и лекции М., методически тщательно подготовленные, отличались живостью изложения даже сложного науч. материала, доступностью и принесли автору широкую известность среди педагогов. В 1902 оставил преподават. деятельность и жил в своей усадьбе, занимаясь лит. трудом, связанным гл. обр. с изданием своих уч. книг. Географию рассматривал как "живую науку о живой Земле", обладавшую значит, образоват. и воспитат. потенциалом. Эту особенность стремился передать соответствующей системой преподавания её как шк. предмета. Главным считал развитие у учащихся на примерах "типичных местностей Земли" ясных представлений о геол.-геогр. явлениях и процессах, навыков осмысления геогр. данных упражнением не механической, а образной памяти, воображения и индукции. С этих позиций придавал большое значение как рассказу учителя, так и использованию карт, настенных картин, диапозитивов, а также экскурсиям. Ориентировал свою методику на формирование мышления учащихся, устойчивого интереса к учению, к самостоят, исследоват. и творч. деятельности. Эти принципы М. реализовал в ряде книг и учебников, к-рые не получили одобрения МНП, но были популярны у учащихся и педагогов. В 1887 опубл. кн. "Россия. Учебник отечественной географии" (к 1917 св. 30 переизд.). Традиц. материал М. освещал лаконично, доходчиво и систематично, в единстве всех компонентов геогр. описания каждой территории (геол. истории, климата, почв, рек и озёр, растительности и животного мира), подводя читателя к целостному восприятию хоз. жизни и быта населения, к-рые были даны в мастерски обрисованных лит. этюдах. В книге помещены значит, число картосхем и фотоиллюстраций, в большинстве своём выполненных М., а также репродукции нек-рых живописных и графич. произведений. В 1888 выпустил оригинальную тематич. хрестоматию "Россия. Геогр. сборник для чтения в семье и школе". Вместе с учебником она составила как бы единый уч. комплект (в 1923 вышло 15-е переизд. сборника, впоследствии ещё раз переработанное для трудовой школы). В 1898 вышли также "Геогр. этюды. Сборник чтений по всеобщей географии", освещавшие заруб, страны. Св. 20 изд. (до 1924) выдержали "Первые уроки географии", написанные в жанре бесед с детьми об окружающем мире. Внимание педагогов привлекла кн. "Маленькая география России" (1906, 1916") - опыт лаконичного (76 стр.) описания в уч. целях всех территорий России. Метод, идеи М., наиб. подробно освещённые им в лекции (1892) "География как наука и как учебный предмет", вызывали значит, интерес и вместе с тем сомнения педагогов в возможностях обеспечения полноценных знаний по предмету. С позиций совр. пси-хол.-пед. наук наследие М. нельзя считать до конца исследованным. Соч.: Центр. Азия, M., 191411; Уроки географии Европы, М., 1912е; Геогр. этюды. Семь публичных лекций, M., 19113; Альпы, M.. 191610; Палестина и Аравия, М., 1915"; Солнце, его строение и силы, из него исходящие, M., 19132. Лит.: Ч еф ран о в С., С. П. Меч, VIII, 1936, № 6; Баранский H. H., Ист. обзор учебников географии, М., 1954; Козлов И. В., Певец географии - Сергей Меч, VIII, 1968, МЬ 2. И. Г. Нордега.
|