ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Народная педагогикаНародная педагогика, совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народов Источниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного нар творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, H n в совокупности составляет целостную воспитат систему Одним из определяющих компонентов воспитания в H n выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич принципы Особенно плодотворны идеи и опыт H n в дошк воспитании, как общественном, так и семейном В нар сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл народов имеется много метафор, передающих конкретные пед представления "цветок", "отросток", "побег", "поросль", "семя" и т д Положения о возможности воспитания и непрерывности пед традиции реализовались гл обр через устное нар творчество Произведения фольклора, часто описывающие ист события, являлись не только носителями пед идей, но и своего рода дидактич материалом В H. п. прослеживается логич стройность и системность Пед понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др Традиц представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в H n в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т ч к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр, "добрый молодец", "умница-красавица" у русских, "настоящий джигит" у горцев, "честно живущий человек" у чукчей) и в виде добродетелей (напр, "три добра - доброе слово, доброе намерение, доброе дело" у таджиков, "семь добродетелей" - согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц нар понимание пед функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств достоинства, физич силу (здоровье), выносливость В H. п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей Т и материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич упражнениями В нар традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом В истории H. п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат функций Первым и главным лицом в традиц воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар педагогики - идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ образоват институтов H. п. прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос образоват учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие H. п. с пед наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на H. п. утрачивались нац -пед традиции, самобытные формы воспитания H. п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед системы без изменения оригинального характера H n Развитие пед науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч педагогика основывалась на сложившихся воспитат традициях, в пед практике отражался опыт нар воспитания В классич педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар пед традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах "Мудрость старых чехов", "Материнская школа", "Великая дидактика" На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци ("Лингард и Гертруда", "Как Гертруда воспитывает своих детей") Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед систему К Д Ушинского Своеобразное преломление опыт традиц воспитания получил в ведущих пед направлениях 20 в, в т ч в педагогической антропологии В рос пед теории термин "Н и " впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге "Родное слово" Подчеркивая воспитат значение рус сказок, педагог назвал их "первыми и блестящими попытками русской народной педагогики" Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др Удачный опыт соединения традиц воспитания с пед теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш учит школа И Я Яковлева Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож творчестве, науч -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед культуры Одним из наиб плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед культуры народа Лит Ханбиков Я И, К изучению нар педагогики, "Доклады АПН РСФСР", 1961, №3, Егоров Д E Нар пед традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Суслопарова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л -маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков
|