ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Негативизм детскийНегативизм детский (от лат nega-tio - отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям, форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников Понятие "Н " первоначально употреблялось лишь в отношении патологич явлений, возникающих при нек-рых психич заболеваниях В совр психологии и педагогике оно употребляется для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию Н д может проявляться в разл форме в детских капризах, грубости либо в замкнутости, отчужденности Пассивный Н д выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, при активном Н д дети производят действия, противоположные требуемым Чаще всего Н д встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы Психол основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к -л существенных для него потребностей социального характера потребности в общении, эмоциональном контакте, в одобрении, уважении Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию Слабой формой Н д является упрямство Однако в отличие от Н д оно часто возникает из стремления к самоутверждению Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям Н д может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь коллектива могут устранить или значительно смягчить Н д Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотива-ционной и эмоционально-волевой сферы каждого конкретного ребенка С С Степанов
|