ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ОбществоведениеОбществоведение, в Рос. Федерации уч. предмет в ст. классах ср. школы, на ст. курсах ср. спец. уч. заведений. Преподавание О. в сов. школе было впервые введено в 1920-х гг. Курс О. интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоят, уч. предмет сохранилась лишь на завершающей ступени шк. образования - 8-9-е кл. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике сов. школы, строившейся на альтернативных по отношению к дорев. школе началах. О. должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание рев. характера социалистич. строительства и подготовить к непосредств. участию в нем. В основу О. было положено изучение истории возникновения, развития и распада капиталистич. строя с преим. вниманием к периодам пром. капитализма и империализма. Но из курса исключались предшествовавшие эпохи: первобытное общество, Др. Восток, античный мир, возникновение феодализма. Рус. история не рассматривалась в виде особого курса, а давалась в тесной связи с осн. этапами европ. и мировой истории. Однако последовательно изучались этапы классовой борьбы в Рос. гос-ве. В курсе О. изучались: разл. формы организации пром. и с.-х. труда (ремесло, кустарничество, мелкое крест, х-во, колхоз, совхоз и пр.); экон. связи между городом и деревней; формы и средства обмена, структура народно- и мирохоз. связей и пр. Сведения о сов. праве в курсе О. знакомили школьников прежде всего с организацией органов сов. власти и их обществ.-полит, ролью, с правовыми нормами в сфере труда, землепользования, деятельности профсоюзов и т. д. В сер. 30-х гг. О. как уч. предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС (апр. 1960 и др.) с 1962/63 уч. г. Шк. практика выявила низкую эффективность этого уч. предмета с точки зрения образоват.-воспитат. задач. Кризис О. объясняется как "внешними" (по отношению к собственно образоват. работе в уч. заведениях), так и "внутренними" причинами. К числу первых относится гл. обр. кризис сов. обществ, наук в целом. С кон. 20-х гг. в них возобладали представления, грубо упрощавшие социальную действительность в стране и мире. Было утеряно целостное представление о мире, к-рый механически разделялся на две абсолютно противоположные обществ, системы. Взаимоотношения между ними изображались как враждебно-конфронтационные. Обстановка в СССР и др. странах социализма раскрывалась без учёта реальных сложностей и противоречий. Идеологизация О. привела к доктринёрству, идеологич. диктату, составлявших т. н. основы науч. коммунизма. К "внутренним" причинам неудачи О. относятся несовершенство учебников и неподготовленность значит, части учителей к работе с материалом курса. Эти и др. обстоятельства обусловили схоластич. характер курса О., знания учащихся были неглубоки, схематичны, бессистемны. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, к-рое нередко переносилось и на все идейные основы сов. гос-ва и общества. Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление шк. О. с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. В Рос. Федерации курс О. включается в обновляемое содержание подготовки старшеклассников в соответствии с законодательно провозглашёнными (1992) принципами гума-нистич. характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Курс О. призван показать сложность и противоречивость связей человека с окружающим миром, и прежде всего с обществом. Опыт разработки качественно нового уч. предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно О. При этом возможны разл. варианты интеграции уч. материала по О. и его сочетания с уч. курсами нач. и ср. ступеней общеобразоват. школы. По одному из вариантов в нач. школе отд. сведения об обществе и родной стране ученики могут получить в курсе "Окружающий мир"; в 5-7-х кл. преподаются 3 курса истории (всемирная история, история народов России и история отд. нац.-гос. образований), в 8-11-х кл. - курс под условным назв. "Человек и общество", к-рый вбирает в себя материал, ранее распределявшийся по частным курсам: основы гос-ва и права, этика и психология семейной жизни и др. Однако по этой схеме ср. ступень оказывается лишённой собственно общество-ведч. уч. дисциплин (курсы античной и ср.-век. истории дают недостаточно материала для осознания обществ, процессов кон. 20 в.); вызывает возражения и интеграция курса теории гос-ва и права, к-рый в период превращения Рос. гос-ва в правовое должен бы приобрести значение юрид. всеобуча и претендовать на самостоятельность. Изучение курса "Человек и общество" (авторы Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова и др.) должно помочь выпускникам ср. уч. заведений определить собств. обществ.-полит. позицию, самостоятельно действовать в условиях плюрализма мнений, исповедовать терпимость к противоположным мнениям и позициям. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юрид., этич., экон. и экологич. проблемы. Юрид. всеобуч должен осуществляться на протяжении всех лет обучения в уч. заведении, но на долю нового курса падает наиб, нагрузка. На ст. ступени общеобразоват. шк. подготовки происходит становление знаний правовых принципов и норм, способности реализовать свои права и обязанности, готовности к защите законными средствами своих прав и прав др. граждан. Правовая культура рассматривается как основа политической. Вклад О. в формирование правовой культуры учащихся и их гражд. ответственности может быть достаточно весомым, если пропедевтич. изучение основ права начнётся ещё на ср. ступени школы; в содержание курса могут включаться вопросы истории и философии права в проблемном освещении, роль человека, гражданина в системе правоотношений. Необходим также и спец. отбор уч. материала, способствующего профилактике противоправного поведения. В этич. курсе на первое место выходит ориентация учащихся на такие важнейшие личностные качества, как духовность, нравств. культура, интеллигентность, чувство собств. достоинства, совестливость, милосердие, терпимость и др. Знание моральных норм тесно связано с нравственным воспитанием. Политизация нравств. воспитания препятствует воспитанию как нравственности, так и полит, убеждённости. В рамках экон. курса целесообразно ориентировать на освоение учащимися знаний о хоз. отношениях, разл. формах собственности, сущности трудовых отношений как фактора совершенствования экон. развития. Курс О. призван раскрывать проблемы (в т. ч. нравств.-правовые) сохранения окружающей среды, выживания человечества. Особое место занимают вопросы рели-говедения. Религии рассматриваются как исторически значимые элементы духовной культуры народов и всего человечества, средство нравств. совершенствования людей. Учитывая значимость, к-рую приобретает в совр. условиях религ. тематика, возможны и самостоят, курсы по этой проблематике. Разрабатываемый обществоведч. курс "Человек и общество" состоит из двух частей. В программу 1-й (8-9-х кл.) включаются знания о сущности человека, о возможностях, способностях, интересах людей, их включённости в нравств. и правовые отношения, 2-я часть содержит сведения об обществе в целом, об этапах его развития, об обществ, сознании, нациях и нац. отношениях. Особой проблемой при построении курса О. является открытость материала, степень критичности уч. информации. Освещение ошибок и преступлений, имевших место в истории сов. гос-ва, не должно нанести ущерб мировоззрению формирующейся личности. Наоборот, утаивание реальных фактов прошлого приводит к тому, что учащиеся неадекватно начинают воспринимать и то положительное, что было и существует в развитии стран, входивших в СССР. Важное место занимает вопрос о содержании обществоведч. образования в ср. звене общего ср. образования. Обществоведч. сознание школьника 5-7-х кл. было предельно обеднено. Перспективны предложения по введению в программу принципиально нового уч. курса с условным назв. "Граждановедение". При этом у школы появится возможность выбора курса для 8-9-х кл. ("Человек и общество" или "Граждановедение"). Осн. замысел курса "Граждановедение" предусматривает реализацию междисциплинарного подхода. Интегриро-ванность достигается не столько использованием компонентов отд. областей знаний, сколько раскрытием многоаспектных и комплексных проблем. Такой подход обусловлен задачами учёта возрастных возможностей учащихся, их реальной заинтересованностью в изучаемом материале. Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, гос-во и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физич. здоровье. В 5-7-х кл. достигается макс, интегративность компонентов содержания на конкретном материале, рассчитанном на формирование достаточно прочных навыков абстрактного мышления в сфере обществ, отношений. В 8-х кл. содержание курса обусловлено осмыслением нравств. отношений в обществе, формированием нравств. культуры учащихся; интеграция осуществляется на базе этич. знаний. В 9-х кл. содержание курса направлено на реализацию воспи-тат. возможностей права; интеграция обеспечивается на основе юрид. знаний. Воспитат. значение О. заключается в возможности достижения органич. связи между приобретением учащимся знаний о человеке и обществе и формированием их личности. Реализация воспитат. возможностей курса О. связана с решением 3 осн. задач: 1) сообщением всей уч.-воспитат. работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоят, осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе; 2) обеспечением макс, соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества; 3) диалектич. связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в разл. сферах обществ, жизни. В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов обществ, деятельности, соответствующих обществ, мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражд. воспитания. Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации О. в школе. Ведущей частью пед. мастерства учителя становится умение создавать предпосылки для возникновения нравств. отношений в процессе взаимодействия учащихся. Учитель О. должен хорошо разбираться во внутр. и между нар. политике, иметь по осн. полит, вопросам свою точку зрения, знать совр. проблемы молодёжи, брака и семьи, обладать прочными экон., правовыми, экологич. знаниями, сведениями о межнац. и межре-лиг. отношениях. В основе работы на уроке лежит решение познават. задач, однозначных ответов на к-рые может и не быть; обсуждение разл. жизненных ситуаций, проблемные сообщения с их последующим обсуждением, самостоят, поиск новых ярких сведений по теме, выдвижение альтернативных точек зрения на одну проблему, ответы на тесты и их анализ, заполнение анкет и т. д. Содержание работы определяет и структуру уч. процесса. Изучение собственно нового материала по теме не должно занимать более 50% уч. времени. Остальное отводится урокам-дискуссиям, лабораторным и практич. занятиям. Осн. особенность методики преподавания курса - наличие у учителя собств. метод, системы, нацеленной на конечный результат. Важнейший принцип преподавания О. - связь с жизнью. Система внеклассной, внешкольной работы позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в дет. домах, домах для престарелых и инвалидов и т. д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т. д. Педагогическая (а не только общественная) полезность такого рода деятельности определяется степенью сознательности участия в ней, мотивами и потребностями, формируемыми на занятиях. В свою очередь, участие в деятельности должно пробуждать интерес к творческому познанию окружающей действительности на уроках О. Значит, роль в преподавании О. принадлежит техническим средствам обучения. Наряду с традиционными (диафильмы, уч. телевидение и т. д.) помощь учителю окажут спец. видеофильмы, к-рые, с одной стороны, могут способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, с другой - их содержание может быть основой для занятий в форме дискуссий. Эффективное средство обучения - использование спец. компьютерных программ, разработка к-рых будет сопровождать процесс создания нового курса О. Применение новых информац. технологий - средство индивидуализации процесса изучения О. Лит ' Колосков А. Г, Боголюбов Л. Н., Уроки мысли и действия, СП, 1987, № 4; Боголюбов Л Н., Иванова Л. Н., Каким быть школьному обще-ствоведч. образованию?, СП, 1989, № 9; Муханов В. П., Об изучении сов. права в школе. Настоящее и будущее курса, "Преподавание истории в школе", 1989, № 5; Соколов Я. В, Никитин А. Ф., Берман В. В., Концепция и проект программы курса "Граждановедение", там же, 1990, № 3. А. Ф Никитин, Я. В Соколов.
|