Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Огарёв

Огарёв Николай Платонович [24.11(6.12). 1813, Петербург, - 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ, деятель. В 1832-33 слушатель нравств.-полит, отделения Моск. ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию; в 1865-75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. "Полярная звезда" (1855-68) и газ. "Колокол" (1857-67).

Первые статьи на пед. темы относятся к 1836-37. В 1847 составил подробный план "школы с. х-ва". В теоретич. введении к плану О. различал невежество двух типов: "простое незнание истины", устраняемое в процессе обучения, и "искажённое понятие истины" (привычка к рабству, косность в х-ве и в быту), преодоление к-рого требует перестройки всего образа жизни учащихся, т.е. воспитания. Назв. проектировавшегося уч. заведения "Нар. политехн. школа" подчёркивало ориентацию О. на гл. принцип парижской Политехн. школы - спец. образование на базе общего. 4-летний курс наук должен был тесно сопрягаться с круглогодичной физич. работой (столярное и др. ремёсла, "устройство моделей", ведение фермы, даже постройку и пуск завода). В обучении предусматривался естеств.-науч. уклон. В преподавании гуманитарных дисциплин (история, география) доминировал прагматич. аспект, обеспечивающий возможность "прямого нападения на предрассудки"; в программе использовались уч. книги только гражд. печати. Выпускники (10-15 мальчиков, поступивших в школу в 12-14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что все предметы преподаёт один учитель ("лаборант"), к-рый вместе с О. должен составить "нар.-уч. книгу". Однако поиски учителя, способного и желающего в одиночку вести "почти университетский курс", были безуспешны. В нек-рых своих разделах проект О. восходит к популярным утопич. идеям 1-й пол. 19 в. (прежде всего Ш. Фурье): организация школы мыслилась на манер фаланстера, для к-рого характерно сочетание конечной высокогуманной цели и педантичной регламентации повседневной жизни, ограничений свободы поведения (напр., запрет отлучаться из школы домой на протяжении всего обучения). О. был увлечён этим проектом, к-рый поддержал, в частности, Н. А. Герцен; попытку реализовать его на практике предпринял друг О. - H. M. Сатин, открывший в 1849-50 "пансион" (вероятно, только женский) в Старом Акшено, где обучали грамоте и рукоделию.

К проблеме нар. образования О. постоянно возвращался на страницах Вольной печати. В цикле "Русские вопросы" (1857) он требовал изъять нар. школы из компетенции Мин-ва гос. имуществ и передать их Мин-ву нар. просвещения, чтобы они, как и прочие уч. заведения, находились под наблюдением ун-тов. О. поддержал частную и обществ, инициативу в открытии новых школ, полагая, что "там разовьётся безвозмездное преподавание на обществ, сборы". "Земля, воля, образование" - формула, отвечающая на гл. вопрос прокламации "Что нужно народу" (1861). В ст. "На новый год" (1861) сформулированы новые принципы нар. образования в связи с предстоящей крестьянской реформой: бесплатное и равное обучение, упразднение всех сословных уч. заведений, в т. ч. семинарий, "допущение женщин к университетскому образованию", развитие сети "частных уч. заведений", "учреждение странствующих учителей" для крестьян и рабочих (в их функции, как пояснено в позднейшем конспиративном док-те, входила и рев. пропаганда), полная свобода преподавания. В ст. "Что надо делать народу" (1862) О. подчеркнул необходимость выделения средств для обучения не только детей, но и взрослых.

Ок. 1868 О. составил предназначенный для России проект "О пропагандистских земледельч. коммунах", включающий пункт об устройстве школы "для развития земледелия". С этим проектом, очевидно, связан и другой - "Нар. земле-дельч. училища", к-рый предполагался к публикации в подцензурной печати. Не столь подробный, как план 1847, этот док-т сохранял его установку на поли-техн. характер обучения. 3-летний курс преследует цель "земледельч. образования" и включает черчение, начала физики и химии, историю земледелия и др.; практич. занятия подразумевают овладение ремёслами и навыками фабричного труда. Новации - обучение девушек (обсуждается даже вопрос о совм. классах) и воскресные лекции священников для самых старших учеников (что диктовалось, видимо, цензурными соображениями).

Откликаясь на студенч. волнения кон. 60-х гг., О. в ст. "Наша повесть" (1869) выразил надежду на дальнейшее сближение образования и народа, начавшееся, по его мнению, с создания воскресных школ. Здесь же О. резко критиковал внедрение классич. образования, отстаивая преподавание опытной науки - необходимого союзника "нар. свободы".

Соч.: Избр. социально-полит, и филос. произведения, т. 1-2, М., 1952-56; О воспитании и образовании, М., 1990 (совм. с А. И. Герценом).

Лит.: Гершензон М. О., История молодой России, М. - П., 1923; Зейли-гер-Рубинштейн Е. И., Н. П. Огарев о воспитании и нар. образовании, М., 1966.

А. О. Осповат.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета