Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Одоевский

Одоевский Владимир Фёдорович, князь [30.07(11.08), по др. данным, 31.07(12.08) или 1(13).08. 1803, по др. данным, 1804, Москва, - 27.02(11.03). 1869, там же], писатель и обществ, деятель, педагог, муз. критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича). Окончил Московский университетский благородный пансион (1822). В 1823-25 пред. Об-ва любомудрия. В 1824-25 издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах "Мне-мозина" (вышло в свет 4 вып.). В 1826 переехал в Петербург и поступил на гос. службу. В 1838 назначен правителем дел К-та гл. попечительства для учреждения дет. приютов. По инициативе и при участии О. было образовано Об-во посещения бедных в Петербурге (1846). С 1846 пом. директора Имп. публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1862 вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором.

На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием пед. мысли в Европе и России. Он хорошо знал пед. идеи европ. учёных (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отеч. педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). О. ратовал за создание оригинальной рус. педагогики, к-рая должна быть на уровне лучших достижений мировой пед. науки и соответствовать потребностям рус. жизни ("... возникать из рус. быта и начинаться с понятий, известных рус. людям...").

Свои пед. и метод, взгляды О. изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (закончена в 1844), "Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей" (1845); в многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на уч. книги и др. О. отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования ("Проект об устройстве школ"), пропагандировал естеств.-науч. и техн. знания ("Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров и др."), выступал за освобождение науки и школы от опеки духовенства ("Рассказы о боге, природе и человеке"), за нар. общеобразоват. школу.

Считая воспитание осн. категорией педагогики, О. подчёркивал, что оно должно представлять собой процесс, продуманный и согласованный с развитием ребёнка. Гл. цель воспитания О. видел в становлении человека, вооружённого принципами христ. морали.

Воспитание человека осуществляется в процессе обучения, к-рое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактич. знаний. Новые знания ребёнка должны быть связаны между собой определённой идеей, проясняющей их смысл и формирующей "мировоззрение дитяти".

Теоретич. осмысление проблем воспитания привело О. к выводу о необходимости разработки методики обучения. Сущность её состоит в следующем: на перво-нач. этапе педагог должен дать пищу дет. уму посредством организации активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой, затем, прибегая к беседам, вызвать самостоятельность дет. мысли. Развивающие беседы ("сократовские разговоры") требуют от педагога высокого преподавательского иск-ва. О. разработал систему вопросов ("предварительных упражнений") для подобных бесед. О. одним из первых применил звуковой метод обучения грамоте. Преимущество звукового метода обучения перед букво-слагательным видел в том, что он является наиб, оптимальным способом приобщения учащихся к осознанному чтению.

О. известен как практик и теоретик дошк. воспитания. "Наука до науки" - первый опыт разработки в отеч. педагогике практич. курса воспитания детей дошк. возраста. Воспитание дошкольников - это своеобразная "наука до науки" (в смысле особой подготовки к шк. воспитанию), суть её состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах. Одной из основополагающих статей О. в области дошк. воспитания является "Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей" (1845), где О. определил гл. пед. задачу: усовершенствовать ум ребёнка, создать человека, "умеющего учиться".

В 1838 О. развернул работу по организации дет. приютов в С.-Петербурге. В сочинениях "Положение о дет. приютах" (1839), "Наказ лицам, непосредственно заведывающим дет. приютами" (приложение к "Положению...") О. подчеркнул необходимость гуманистич. характера воспитания: "Приют в нек-ром смысле должен заменить дитяти его семейство", где ребёнок получит "тёплую заботливость". Главную задачу воспитания в них видел в развитии умственных, нравственных и физич. сил детей. О. удалось превратить приюты из "убежищ" для детей в воспитат. заведения с систематически организованной уч.-воспитат. работой, в наиб, приемлемой для ребёнка форме: "Занятия для детей в приюте должны быть легки, разнообразны, непродолжительны и при физич. деятельности способствовать умственному развитию детей".

Кроме уч. книг для детей О. написал ряд худож. произведений, чтение к-рых должно было, по мнению автора, пробудить в ребёнке не только мысль, но и воображение. "Городок в табакерке" (1834), "Сказки и повести для детей дедушки Иринея" (1841), "Мороз Иванович" (1847) и др. произведения стали классикой отеч. дет. лит-ры.

С о ч.: Соч., ч. 1-3, СПБ, 1844; Избр. лед. соч., М., 1955.

Лит.: Саку лин П. Н., Из истории рус. идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1-2, М., 1913; Б о л ыи а -к о в а В. В., Психол. взгляды В. Ф. Одоевского, ВП, 1989, № 5, с. 122-29; Ту рьян М. А., Странная моя судьба. О жизни В. Ф. Одоевского, М., 1991. К. Г. Бронников.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета