Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Орфография

Орфография (греч. orthographfa, от orthos - правильный и grapho - пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин "правописание", имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.

Ввиду культурного и социального значения О., её нормализация в каждой стране составляет предмет науч. исследований лингвистич. орг-ций общенац. значения. Результаты этой работы отражаются в словарях и правилах, традиционно рассматриваемых как нормативные. В Рос. Федерации для рус. языка действуют "Правила рус. орфографии и пунктуации", утверждённые в 1956 През. АН СССР, Мин-вом высш. и ср. спец. образования СССР и МП РСФСР (до этого времени действовали правила О, утвержденные Наркомпросом РСФСР 23 дек 1917 и подтвержденные декретом СНК РСФСР 10 окт 1918) "Правила" 1956 служат обязательным руководством при составлении учебников, специальных словарей, энциклопедий и справочников

Обучение О в школе начинается в 1-м кл и продолжается в течение всего курса родного языка Для усвоения правил написания слов учащиеся должны иметь элементарные знания о составе слова, частях речи и их формах и уметь производить грамматич анализ, абстрагировать, обобщать Смешение орфографических и лежащих в их основе грамматич явлений (частей речи, падежей существительных, прилагательных, числительных, местоимений, форм глаголов и т п) чаще всего является непосредственной причиной орфографич ошибок Чтобы не смешивать морфологич категории и формы и свободно применять правила О в процессе письма, учащиеся должны приобрести четкие и прочные грамматич знания и умения

Уже при обучении грамоте учащиеся овладевают фонетич написанием (определяемым произношением) слов, в после-букварный период - умением достаточно правильно слышать звуки в слове и фиксировать их при письме буквами Нек-рые фонетич написания также регулируются правилами, к-рые иногда называются графическими Эти правила усваиваются в основном на нач стадии обучения путем упражнений в письме Умение правильно воспользоваться звуко-буквенным и слоговым анализом слов имеет первостепенное значение для усвоения этих написаний

Имеются и т и традиц написания, не определяемые ни произношением, ни правилами Правописание этих слов усваивается лишь памятью, при этом важную роль играет пользование словарями, нек-рые учителя при обучении правописанию подобных слов применяют послоговое орфографич произношение, а также группировку слов по сходству написания Среди традиц написаний имеются и такие, относительно к-рых существуют определенные правила Учащиеся усваивают подобные написания в процессе изучения грамматики

Значит раздел О - слитные, раздельные и дефисные написания слов предлогов и приставок, частиц, сложных слов Здесь определенную роль играют лек-сико-синтаксич соображения Ошибки в написании предлогов, союзов, частиц, наречий, сложных слов часто встречаются в работах учащихся не только младших, но и ст классов Для их предупреждения и преодоления нужны ознакомление учащихся с разнообразными способами соединения частей и частиц речи в одно слово, приемами распознавания смешиваемых явлений, обобщение и систематизация относящихся сюда правил, упражнения в составлении словосочетаний и предложений

Для усвоения правил употребления прописных букв необходимо научить школьников понимать выделительную и различительную функции прописной буквы В этой области много условного и спорного, поэтому в школе изучаются далеко не все случаи выделения слов прописной буквой

При обучении О к учащимся предъявляются след требования 1) внимание к слову и его написанию, т и орфографич зоркость, 2) различение произношения оси звуков и словесного ударения, 3) письмо не по буквам, а по слогам или целыми словами, 4) понимание значения слова, 5) умение находить орфографич трудности, понимание того, в каких случаях надо и в каких не надо проверять написание, 6) развитый самоконтроль (посредством слуха, произношения и усвоенного правила), 7) умение разбирать морфологич состав слова, 8) различение частей речи и их оси форм, 9) уме ние устанавливать связи между словами в предложении и ставить вопросы от слова к слову, 10) умение самостоятельно работать с учебником и словарем, 11) осмысленное выполнение упражнений, активная работа над орфографич ошибками Процесс изучения к -л орфографич темы обычно делится на неск этапов ознакомление с грамматич явлением, лежащим в основе орфографич правила, анализ орфографич материала, подлежащего усвоению, вывод правила, упражнения

Орфографич грамотность проявляется в определенных навыках, формирование к-рых требует многочисленных и разнообразных упражнений В их проведении можно также наметить ряд этапов узнавание изучаемого орфографич явления (или орфограммы) в ряде слов, в предложении, в тексте, отнесение частного случая к тому или иному правилу, применение правила к данному орфографич случаю, автоматизация навыка, для достижения к-рой необходимы упражнения гл обр конструктивного характера, когда учащимся приходится применять данное правило наряду с другими, ранее усвоенными

О в школе изучается преим в связи с изучением грамматич явлений Не все написания подчиняются единым правилам, поэтому для формирования навыков грамотного письма используются фонетич и словарные упражнения первые гл обр для фонетико-графич написаний, вторые - для традиц написаний Методика обучения О включает многочисл орфографич упражнения, к-рые делятся на три оси вида., каждый из к-рых имеет свои подвиды 1) списывание с книги или с доски, сопровождаемое анализом и объяснением написанного, выборочное выписывание из текста слов, словосоче таний или предложений на определенную орфографич тему, списывание, усложненное к -л грамматич или орфографич заданием, восстановление деформированных предложений или текста 2) Диктанты сопровождаемые объяснением написания тех или иных слов (комментируемое письмо), предупредительные (с предварит грамматич и орфографич разбором), объяснительные (с последующим разбором и объяснением), творческие, контрольные (или проверочные) с предварит самостоят подготовкой учащихся по тексту, указанному учителем, и без такой подготовки 3) Творческие письм работы свободный диктант, изложение, сочинение Творческие письм работы являются собственно упражнениями в развитии письм речи (см Развитие речи), однако на определенных этапах, преим на этапе автоматизации навыка, они могут служить и целям формирования орфографич грамотности

Центр вопрос методики обучения родному языку - сочетание работы над орфографич грамотностью с развитием речи Для преодоления ошибок большое значение имеют их учет, классификация и анализ учителем и, под его руководством, самими школьниками, опирающаяся на этот учет дифференциров работа учителя с учащимися, часто с использованием спец карточек, включающих нужные орфограммы, индивидуальная работа учащихся над ошибками, доп занятия с отстающими учащимися Причинами орфографич ошибок часто являются отсутствие регулярного повторения нек-рых наиб трудных орфограмм, ослабление внимания к О при изучении синтаксиса и пунктуации, неоправданное и бесконтрольное "многописание" Формирование орфографич навыков требует постоянных упражнений и внимания к О даже тогда, когда закончено изучение морфологии и изучаются синтаксис и пунктуация В ст классах школы, где по уч плану нет особых часов для занятий грамматикой и О, используются все возможные случаи для устранения недочетов в орфографич грамотности уч-ся

Лит Добром ы слов В А Розенталь Д Э Трудные вопросы грамматики и правописания в 1-2, M, 1958- 60 Рождественский Н С Свойства рус правописания как основа методики его преподавания M 1960, его же Очерки по истории методики нач обучения правописа нию, M 1961, АлгазинаН Н, Преду преждение ошибок в построении словосочета ний и предложении, M, 1962, Богоявлен с к и и Д Н Психология усвоения орфогра фии M 19662 Иванова В Ф Совр рус язык Графика и орфография M 19762, Текучее А В, Методика рус языка в ср школе, M 19803 Совершенствование методов обучения рус языку, сост А Ю Купалова, M, 1981, Основы методики рус языка в 4-7 классах, под ред А В Текучева и др, M, 19832

Н С Рождественский

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета