ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Острогорский ВикторОстрогорский Виктор Петрович [16(28).2.1840, Петербург, - 31.3(13 4). 1902, В ал дай, ныне Новгородской обл.], педагог, литератор, обществ, деятель. Ученик В. Я. Стоюнина. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1862). Пед деятельность начал в студенч. годы в Василеостровском бесплатном уч-ще. Преподавал словесность, историю рус и всеобщей лит-ры, читал курс выразит, чтения в уч. заведениях Петербурга. О - автор лит.-критич. и биографич. работ, посвященных творчеству рус писателей, статей и книг общепед, метод, и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журн "Детское чтение" (1877-84), "Дело" (1883-84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир Божий" (1892-1902). Вел популяризаторскую работу, выступая с лекциями и уч. курсами по лит-ре и иск-ву в пользу Подвижного музея уч. пособий, об- в грамотности, бесплатной двухклассной школы, созданной на его средства в Валдае (1896), и др., на земских учительских курсах читал историю лит-ры и курс выразит, чтения. Сторонник демокр. идеалов "шестидесятников" 19 в. старался воплощать в жизнь идеи Н И. Пирогова и К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова и Стоюнина. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс, особое внимание уделял этико-эстетич. воспитанию, видел в нем могуществ. фактор гражд. воспитания. Средствами эстетич воспитания, в число к-рых наряду с лит-рой и иск-вом включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, О. призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу. Выделяя роль семьи в раннем эстетич. развитии ребенка, О. считал, что гл. заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравств. связь между членами семьи. Осн. роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетич. подготовки женщин. Разработал курс шк. лит. образования, гл. цель к-рого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой лит-ры. Первым в России О. разработал методику организации эмоционально-образного восприятия лит-ры, выделив два пути воздействия на это восприятие - ученич. чтение, воспитывающее любовь к книге и потребность в чтении, и использование специфич. форм работы (выразит, чтение самого учителя, обучение выразит, чтению школьников, "словесное рисование" и др.) - С о ч Письма об эстетич воспитании, M, 19083, Этюды о рус писателях, кн 1-5, СПБ, 1903-11; Из мира великих преданий, СПБ, 191112, Краткий учебник теории поэзии, СПБ, 19116, Беседы о преподавании словесности, СПБ, 19134, Рус писатели как воспитательно-образоват материал для занятий с детьми и для чтения народу, СПБ, 19137, Хорошие люди, M, 19136, Из истории моего учительства, СПБ, 19142, Двадцать биографий образцовых рус писателей, M, 191618, Выразительное чтение, M, 1916", Родные поэты, M, 19166 Лит. ГречишниковаА Д, ВИ Водовозов и В II Острогорский, M, 1941, Парилов И Г, Жизнь и пед деятельность В II Острогорского, "Уч зап Новосиб пед ин-та", 1946, в 2, его же, Метод наследство В II Острогорского, там же, 1945, в 1, РотковичЯ А, ВП Острогорский и метод жизнь России 70-80-х гг XIX в, "Уч зап Куйбышевского пед ин-та", 1958, в 19, Салтыкова M Н, ВП Острогорский, в кн. Рус учитель, M, 1959, С и л -чевский Д П, Литературная деятельность В II Острогорского (Библиографич материалы), "Мир Божий", 1902, № 5 M В Михайлова
|