Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Рассуждение

Рассуждение, мыслительный процесс, направленный на обоснование к -л положения или получение нового вывода из неск посылок Мышление принимает форму P обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность к -л суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения В дедуктивных науках (напр, в математике) доказательство осуществляется путем раскрытия его оснований, сопоставления с др суждениями, истинность к-рых установлена В индуктивных науках (напр, в химии) доказательность P достигается не только путем использования обоснованных суждений, но и посредством обязательной опоры на опыт P не всегда бывает строго доказательным в тех случаях, когда необходимо сделать предположение, более или менее вероятное, используются правдоподобные P Процесс P имеет сложную структуру выделение цели P, анализ ситуации, отделение существенных моментов от несущественных, возникновение общего плана P и его осуществление

В P известную вспомогат роль играют наглядные моменты, напр схема-тич изображение условий задачи Средством формирования и выражения P является речь При становлении процесса P именно речь (проговаривание) - важнейшее средство овладения процессом P, сохранения последовательности его звеньев и контроля за ходом P

Базой для P являются накопленные знания, содержание и уровень к-рых влияют на глубину P Осуществляется P в форме суждений и умозаключений дедуктивных (см Дедукция), индуктивных (см Индукция), гипотетических (см Гипотеза), по аналогии Обычно в процессе P используются умозаключения не одного, а неск типов Важную роль в P выполняют мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация

Способность последовательного ло-гич P сформировалась постепенно в процессе ист развития человеческого мышления В ходе индивидуального развития человека способность P формируется также не сразу Задолго до того, как ребенок начинает рассуждать, он овладевает умением разумно действовать и решать достаточно трудные задачи в процессе игровой и практич деятельности Оперирование вещами, в ходе к-рого ребенок познает какие-то постоянные их свойства, умение устанавливать отношения между ними и т и подготавливает формирование и такого мыслительного действия, как Р. Впервые оно складывается в дошк. возрасте и проявляется в высказывании суждений и простейших умозаключений, возникающих в контексте игры, по поводу прочитанных ребёнку рассказов и т. п. Характерные ошибки, противоречия с действительностью, допускаемые в Р. ребёнка-дошкольника, постепенно снимаются.

Как и др. мыслительные процессы, Р. развивается и совершенствуется в процессе обучения. При этом структура Р. меняется. Вначале оно очень развёрнуто, громоздко, постепенно отд. звенья опускаются и Р. становится более сжатым. Без достаточного руководства развитием Р. у учащихся нередко обнаруживается характерный недостаток: они приступают к выполнению задания, не имея общего плана, общей стратегии Р., делают поспешные выводы, предварительно не проанализировав всех исходных моментов, не уяснив связи между ними. Учителю необходимо помочь учащимся научиться рассуждать, овладеть методом Р. Для раз л. заданий, выполнение к-рых требует Р., необходимо чётко определить состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное Р. В процессе выполнения разных заданий учащиеся овладевают суммой конкретных методов Р., каждый из к-рых ограничен определённым типом материала и самой задачи. Однако в процессе их систематич. применения учащиеся приучаются к глубокому анализу условий любого задания, любого материала, к поиску существенных отношений между ними, что является условием продуктивности Р. в отношении не только типовых, но и творческих задач.

Лит.: Блонский П. П., Развитие мышления школьника, в кн.: Избр. пед. и пси-хол. соч., т. 2, М., 1979; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; II о и а Д., Как решать задачу, пер. с англ., М., 1959; Гальперин П. Я., Управление процессом учения, в сб.: Новые исследования в пед. науках, в. 4, М., 1965; Пиаже Ж., Роль действия в формировании мышления, ВП, 1965, № 6. А. Н. Ждан.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета