Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Рисунок детский

Рисунок детский, форма проявления и характерный показатель развития ребёнка. Дети начинают рисовать в раннем возрасте. Осознанная изобразит, деятельность формируется в дошкольном возрасте параллельно с лепкой, аппликацией, конструированием, но в отличие от них не ограничена возможностями используемого материала и потому в наибольшей степени способствует развитию психики. Наряду с игрой - ведущей деятельностью на данном возрастном этапе - рисование обеспечивает усвоение ребёнком социального опыта.

У детей 9-10 мес наблюдается высокая ориентировочная активность: они начинают направленно наносить на бумагу каракули - графич. построения, лишённые изобразит, замысла и знакового смысла. В возрасте 1,5 лет дети начинают приписывать таким каракулям к.-л. содержание. К кон. 2-го года ребёнок ищет в каракулях сходство с реальными предметами или с предлагаемыми ему взрослыми графич. образцами. Возможность появления в каракулях изображения предмета так привлекательна, что ребёнок начинает стремиться к нему. Он узнаёт предметы или явления в сочетании линий и пятен, к-рые имеют с ними лишь отдалённое сходство.

На развитие Р. д. оказывает влияние не только двигательный графич. опыт ребёнка, но и весь его опыт в целом. Большое значение имеет понимание ребёнком готовых изображений. При рассматривании и узнавании рисунков в дет. книжках взрослый специально обучает ребёнка пониманию рисунков как изображений реальных предметов. Воздействие взрослого подводит ребёнка к открытию того, что рисунок есть изображение. Наряду с этим в действии замещения ребёнок тренируется во мн. видах деятельности. Постепенно в процессе развития изобразит, деятельности ребёнок научается соотносить с реальными предметами графич. образы, к-рыми он овладевает.

Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета, к-рые можно воспринять зрительно. Ребёнок же использует весь опыт. Поэтому среди Р. д. наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в к-рых выражается то, что ребёнок выясняет, не глядя на предмет. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (напр., треугольник) после её ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него короткими чёрточками, к-рыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся ранее графин, образ в виде замкнутой кругообразной линии.

Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графим, образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Постепенно графич. образы становятся все более соответствующими реальному предмету. Однако дет рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графич. образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразит, шаблоны представляют собой весьма прочные образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям зображения и находят признание у окружающих Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т п. Они могут на протяжении десятилетий передаваться из поколения в поколение. Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Только спец. задача, возникающая в процессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему отд. детали. Превращение графич. образов в шаблоны представляет опасность для развития Р. д. Без пед. руководства ребенок может так и не научиться творческому рисунку.

Содержание Р. д. первоначально однотипно. Ребенок учится рисовать прежде всего человека, затем дерево, дом и др. простейшие предметы. Это определяется сложившимся в совр. обществе стереотипом обучения рисованию в условиях семейного воспитания. В дет. саду осн. содержание первых Р. д. составляют ленточки, дорожки, забор, снеговик, цветок, елка и т. п., что соответствует программе обучения и воспитания в дет. саду. С 5 лет при поддержке взрослого ребенок начинает рисовать все, что вызывает у него интерес. В возрасте от 5 до 6 лет дети рисуют особенно много; отдельный ребенок за этот период может создать более тысячи рисунков - гораздо больше, чем в предыдущие и последующие годы Содержание Р. д. значительно расширяется. В частности, дети начинают рисовать и то, что является плодом их фантазии. Однако в целом дети испытывают сильную зависимость от содержания, предложенного им взрослыми Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке

Рисунки мальчиков и девочек заметно различаются. Общая направленность на идентификацию со своим полом, поощряемая взрослыми, придает определенное содержание и Р. д. Мальчики гл. обр. рисуют дома и города, автомобили, корабли, самолеты, батальные сцены и т. п. Девочки рисуют "хорошеньких девочек", цветы, сады, всевозможные орнаменты и т. д. Эта тенденция выбора тем рисования просматривается у детей от 5-6 лет вплоть до подросткового возраста

Часто в Р. д. фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно, ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. Тот, кто досадил ребенку, или тот, кого он боится и не любит, может быть "случайно" вообще не включен в семейный портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Р. д. подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.

В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду (напр., в красивое платье или военную форму), находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центр, личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлены чувство доверия к внеш. миру и чувство личной ценности Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

Все дети могут иметь индивидуальную приверженность в рисовании нек-рого сюжета, той или иной темы. К этим пристрастиям надо относиться с уважением, не следует мешать детям реализовывать самое значимое и дорогое.

Дети своими рисунками без спец. намерения отражают идеологич. и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию. Содержание Р. д. показывает, что ребенок чутко реагирует на события жизни взрослых. Социальные реакции детей адекватны обществ, настроению и интересам взрослых. Поэтому Р. д. можно оценивать как подлинные документы эпохи.

Лит Бехтерев В М., Первоначальная эволюция дет рисунка в объективном изучении, СПБ, 1910, Рыбниковы А, Дет рисунки и их изучение, M -Л, 1926, С а к у-л и и а Н П, Рисование в дошк детстве, M, 1965, Смирнов А А, Дет рисунки, в кн Хрестоматия по возрастной и пед. психологии, т l, M, 1980, Мухина В С, Изобразит деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., 1981, Жукова А С, Дет рисунок и социальная среда, СП, 1986, №11; Di Leo J H, Young children and their drawmgs, № Y, [1970], D u b o r g e l B, Le dessin d'enfant, P, 1976, GardnerH, Artful scnbbles the significance of children's drawmgs, № Y, 1980 В С Мухина

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета