Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Розов

Розов Виктор Сергеевич [р. 8(21).8.1913, Ярославль], драматург, прозаик, обществ, деятель. Получил актёрское образование в уч-ще при Моск. театре революции (1934-38) и был принят в его труппу. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения (1942) вернулся к практике театра как драматург. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1962); впоследствии преподавал там же (проф. с 1979).

Первая ориг. пьеса Р. - "Вечно живые" написана в 1943. Сценич. история драматургии Р. открылась спектаклями моек. Центр, дет. театра: "Её друзья" (1949; здесь и далее год первой постановки), "Страница жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957), "Неравный бой" (1960). Гл. действующие лица этих пьес ("розовские мальчики") с их бескомпромиссностью и юношеским идеализмом стали героями времени в период "оттепели" (сер. 50-х гг.), когда открылась перспектива демокр. обновления жизни. Первые пьесы выявили ориентацию творчества Р. на проверенные веками нравств. ценности, к-рые воспитываются и укрепляются в юности. Для Р. молодость - это и неповторимая пора жизни, и критерий того, "состоялся" ли человек как личность, верен ли он своим идеалам и, т. о., самому себе. В последующих пьесах герои Р., взрослея, мужая, порой изменяясь, отходя на второй план, остаются в центре худож. интересов автора. Пьесы 60-80-х гг. "Перед ужином" (1962), "В дороге" (1963), "Традиционный сбор" (1967), "С вечера до полудня" (1970), "Кабанчик" ("У моря", 1986) отличались более суровыми тонами, обострённо-критичным взглядом на явления, наносящие ущерб формирующейся личности. Умение видеть мир глазами молодого героя, соотносить с ним мир реальный, а также нравств. потенциал, наследуемый от рус. классич. лит-ры, придают драматургии Р. единство. Чуткость к изменениям времени, воплощающаяся в сценич. колорите, сообщает драматургии динамику перемен. Мн. пьесы Р. становились не только театральным, но и обществ, событием.

Автор сценич. композиции по произведениям рус. прозы: "Обыкновенная история" по И. А. Гончарову (сер. 30-х гг., пост, в 1966; Гос. пр. СССР, 1967), "Мальчики" ("Брат Алёша") по Ф. М. Достоевскому (1973). В сценич. редакции Р. на рос. сцене шли мн. произведения драматургов Украины, Эстонии, Армении. Пьесы Р. ставили ведущие театры Москвы: "Современник" (открылся в 1956 пост. "Вечно живые"), Малый театр, С.-Петерб. Большой драматический и др., а также большинство ТЮЗов страны. При авторском участии созданы телеспектакли и киноверсии пьес, наиб, известны "Летят журавли" (1957; по "Вечно живым"), "Шумный день" (1961; по "В поисках радости") и др. Значит. резонанс получили мн. публицистич. выступления Р. по актуальным проблемам жизни страны.

Соч.: Мои шестидесятые... Пьесы и статьи, Ми969; В добрый час. Пьесы, М., 1973; Избранное, М., 1983; Путешествие в разные стороны. Автобиогр. проза, М., 1987.

Лит.: Анастасьев А., В. Розов. Очерк творчества, М., 1966; Соловьева И. Н., Герои и темы В. Розова, "Новый мир", 1960, №8; Крымова Н., Несуетный человек, "Театр, жизнь", 1988, № 16.

Т. К. Шах-Азизова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета