Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Специальность

Специальность (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия) имеет более узкий характер и в рамках её иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п.

Так, базовая профессия "слесарь" подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия "врач" включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия "штамповщик", к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др.

Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утверждённым перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию.

Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные.

Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования) объединены в группы, как и в системе высш. образования.

С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введён в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании.

Свой перечень С. существует и для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации.

Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук).

В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета