ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Средние профессиональные учебные заведенияСредние профессиональные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, осуществляют ср. проф. образование, подготавливая специалистов ср. звена для предприятий, организаций и учреждений разл. отраслей экономики, культуры, образования, здравоохранения и др. Представляют обучающимся общеобразоват. и проф. программы на базе основного общего, полного среднего общего и нач. проф. образования. В Рос. Федерации ср. проф. образование осуществляется в колледжах, техникумах (политехникумах), уч-щах, ср. спец. уч. заведениях-предприятиях (учреждениях). Техникумы (политехникумы) - самостоят, уч. заведения. Они готовят специалистов в основном для пром-сти, с. х-ва, транспорта и связи. Уч-ща готовят специалистов гл. обр. для отраслей т. н. непроизводств, сферы и подразделяются на пед., мед., иск-ва и нек-рые другие. Иногда назв. уч-ща традиционно носят уч. заведения авиации, мор. и речного флота. Ср. спец. уч. заведение-предприятие - самостоят, уч.-производств, комплекс, реализующий проф. образоват. программы ср. проф. образования и осуществляющий производств, деятельность, направленную на повышение уровня проф. подготовки студентов. К ним относятся техникумы-предприятия, лесхозы-техникумы, лечебные учреждения-медучилища и др. Колледж - самостоят, уч. заведение (или структурное подразделение ун-та, академии, ин-та), реализующее программы ср. проф. образования повышенного уровня. Колледжи открывают возможность их выпускникам получить высш. проф. образование по сокращённой ускоренной программе. В Рос. Федерации и др. странах СНГ получили нек-рое развитие уч. и уч.-производств. комплексы, включающие в себя образоват. учреждения (нач. и ср. уровня), а также нередко предприятия, НИИ. Создание таких комплексов придаёт большую гибкость деятельности уч. заведений и позволяет лучше решать задачи преемственности (непрерывности) образования. Во многих С. п. у.з. наряду с работой осн. отделений получили развитие спец. отделения по переподготовке специалистов ср. звена, курсы по повышению квалификации работников в соответствии с целевыми заказами предприятий. Наиб, распространённый тип С. п. у. з. - техникум. Осн. функции специалистов со ср. проф. образованием: в сфере материального произ-ва - подготовка и обработка техн., технол. и др. видов информации для реализации инж.-техн. и управленч. решений; управление деятельностью первичных звеньев произ-ва; обеспечение работы техн. и технол. систем и управление ими; в отраслях социально-культурного комплекса - проведение образоват. процесса, оказание доврачебной помощи, худож.-испол-нительская деятельность, организация работы учреждений культуры, предоставление сервисных услуг населению. Первые ср. проф. (техн., мед., с.-х., пед. и др.) уч-ща и школы появились в Европе в 17 в. В России открывались: горнозаводские школы - на Урале; артиллерийская школа (осн. в 1712), воен. фельдшерская школа (1754), театральное уч-ще (1783), учительская семинария (с 1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; воен. фельдшерская школа (1764), коммерч. уч-ща (1772, 1804) - в Москве, и др. С развитием пром-сти, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться пром., техн., коммерческие, с.-х. и др. уч-ща и школы, многие из к-рых накопили значит, пед. традиции: Моск. земледельческая школа (1822), моек. Комиссаровское техн. уч-ще (1886). Выпускники получали звание техника (по разл. специальностям), мл. агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроит. уч-ща, в т. ч. в Архангельске (1841), Ростове (1876), Одессе (1898). Во мн. городах открылись коммерч. уч-ща, учительские семинарии, фельдшерские школы. В 1914-15 действовало св. 400 С. п. у. з. (54 тыс. учащихся), в т. ч. 50 пром., строит, и транспортных, св. 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В первые годы сов. власти было организовано ок. 450 новых уч. заведений (получили наименование техникумов). В 1921/22 уч. г. работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), к-рые готовили кадры по почти 20 отраслевым группам специальностей. В 30-х гг. в СССР номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Д. Востоке, в Сибири, Казахстане и союзных республиках - преим. вблизи крупных пром. строек. В 1940 было 3,7 тыс. С. п. у. з. (974,8 тыс, учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Вел. Отеч. войны уч-ща и техникумы, учительские ин-ты выпустили ок. 340 тыс. специалистов. После войны действовало св. 4 тыс. техникумов и уч-щ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-х гг. открыты специализиров. вечерние и заочные техникумы, расширена сеть подобных отделений при дневных уч. заведениях. Сеть уч. заведений к нач. 60-х гг. выросла незначительно (св. 3,4 тыс.), однако число учащихся увеличилось вдвое - 2,4 млн. В 70-80-х гг. число уч. заведений в СССР относительно стабилизировалось (в 1989/90 уч. г. - 4,5 тыс.; в 1980 - 4,3 тыс.), число учащихся стало снижаться (4611 тыс. в 1980; 4231 тыс. в 1989-90). После распада СССР на терр. Рос. Федерации в 1993 действовало св. 2,6 тыс. гос. ср. спец. уч. заведений (2,09 млн. учащихся, в т. ч. на дневных отделениях - ок. 1,49 млн.). С 1991 впервые открыта подготовка специалистов ср. звена по специальностям: "Коммерческая деятельность", "Менеджмент", "Биржевая деятельность", "Маркетинг", "Аудит". По организац.-правовым формам С. п. у. з. разделяются на гос., муниципальные, негосударственные. С. п. у. з. имеют в своей структуре филиалы, уч.-консультац. пункты, подготовит, отделения, уч. и уч.-производств, мастерские и х-ва, уч. полигоны и т. п. В составе С. п. у. з. и при них могут быть производств, предприятия, др. орг-ции, деятельность к-рых определяется соответствующими нормативными положениями. Приём в С. п. у. з. проводится по личному заявлению поступающих, имеющих основное или полное среднее общее образование или нач. проф. образование, по результатам вступит, испытаний. Порядок приёма регламентируется правилами и уставами образоват. учреждений. В соответствии с законом "Об образовании" граждане Рос. Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное ср. проф. образование в гос. уч. заведениях, если образование данного уровня приобретается впервые, а также по направлению служб занятости. Содержание подготовки специалистов по специальности формируется образоват. учреждением на основе соответствующего гос. образоват. стандарта. Содержание образования определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми этим образоват. учреждением самостоятельно, с учётом примерных программ, предлагаемых гос. органами управления образования. Для обучающихся в С. п. у. з. на базе основного или полного среднего общего образования разрабатываются, как правило, единые (совмещённые) уч. планы. В С. п. у. з. используются осн. виды занятий: урок,лекция,семинар, практич. занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоят, работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Воспи-тат. задачи реализуются в совместной уч., творческой, производств, деятельности студентов и преподавателей. Пед. работник свободен (в рамках образоват. стандарта) в выборе и использовании методик обучения и воспитания, уч. пособий и материалов. Уч. заведения, аккредитованные федеральным (центральным) гос. органом управления образованием, выдают лицам, полностью прошедшим обучение, документы (дипломы) об образовании Общее руководство уч заведением осуществляет совет, в состав к-рого могут входить представители всех категорий работников уч заведения, учащихся и слушателей, а также представители заинтересованных предприятий, учреждений и орг-ций Председателем совета является директор (начальник) Разграничение полномочий между советом и директором (начальником) определяется уставом уч заведения В ряде заруб гос-в (напр, в США) подготовка специалистов ср звена осуществляется в ср проф - рех и техн колледжах, техн ин-тах (часто объединяемых под назв послесредние или двухгодичные уч заведения) Они могут функционировать как ф-т или отделение 4-или 2-годичного колледжа или как самостоятельные 2-годичные колледжи составляют примерно 40% вузов США (ок 6 млн учащихся) Уровень и направленность спец подготовки в них в значит мере сходны со ср спец уч заведениями Рос Федерации Но на общеобра-зоват подготовку в них отводится незна-чит кол-во уч времени (напр, в технических - ок 10%) В США после 1960 стала быстро развиваться сеть младших колледжей В них принимаются лица с общим ср образованием (12 лет обучения), учащиеся могут выбрать программу мл курса вуза Обучение в младших колледжах платное Многие учащиеся выбирают сокращенный курс, к-рый дает возможность окончившему получить низшую техн должность в разл фирмах Во мн колледжах можно (за особую плату) дополнительно изучать разл профилирующие дисциплины Лучшие младшие колледжи США осуществляют обучение по большому кол-ву (60-100) профилирующих дисциплин В Германии подавляющая часть юношей и девушек в возрасте 15-16 лет (ок 2/3 общего числа) после обязат шк обучения (10 лет) получают проф образование по дуальной системе, т с совмещая учебу и работу, 1 или 2 дня в неделю посещают проф школу, а 3-4 дня находятся на рабочем (учебном) месте Предприятия и орг-ции несут ответственность за практич подготовку будущих рабочих, а проф школа - за их теоре тич обучение Срок обучения - 3 года, завершается экзаменами с вручением свидетельства Спектр профессий достаточно обширен (ок 440) В 1969 инж и экон школы ср звена включены в систему высш образования под назв "высш проф школы" Сюда относятся разл типы техн уч-щ, вечерних школ и курсов, дающие возможность в течение от 1 года до 3 лет получить ср квалификацию К аналогичным уч заведениям во Франции относятся университетские тех-нол ин-ты, где открыты вечерние курсы для обучения квалифициров рабочих и служащих, имеющих общее ср образование По окончании они получают университетский диплом техн подготовки, к-рый дает право на получение должности техника (помощника инженера) и служащего ср звена В техн лицеях готовятся техники, в т ч с дипломом бакалавра (имеющие право продолжать образование в вузе) Выпускники, как правило, принимаются фирмами на должности квалифициров рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифициров работы) Во мн лицеях есть еще отделения "высш техников", на к-рых дается дополнит теоре-тич и практич подготовка по специальности Выпускники обычно занимают младшие техн должности или работают техниками-конструкторами Ср спец образование во Франции дают также училища проф обучения и нек-рые другие (2-3 года обучения), принимающие лиц с дипломом бакалавра или техника Младшие колледжи - оси тип С и у з и в Японии (срок обучения - 2-3 года), в них принимаются выпускники ср школ В Г Шипунов Т В Поликарпова
|