ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Старообрядческие школыСтарообрядческие школы, в России конфессиональные уч заведения Содержание и методы образования и воспитания в старообрядчестве в основном продолжали традиции Др Руси (см Средние века) После раскола Рус православной церкви и начала правительств преследований старообрядцев со 2-й пол 17 в староверы не могли больше получать образование в гос школах, т к оно сопровождалось принудит присоединением детей к новообрядной церкви В районах проживания староверов в 17-18 вв организовывалось обучение, ориентировавшееся на практику монастырских и приходских школ, существовавших на Руси до раскола В обстановке гонений со стороны светской власти и синодальной церкви формирование уч заведений в старообрядч среде первоначально происходило стихийно, характер и объем преподавания во мн зависели от местных условий. Перед С III стояли 2 осн задачи дать религ и нач общее образование, т с восполнить утрату доступа к гос школе, а также готовить старообрядч церковнослужителей, церк певчих, иконописцев Обучение сосредоточилось в крупных центрах староверия Одним из первых среди них была Выговская пустынь в Поморье (нач 18 в) Большой вклад в организацию обучения был сделан настоятелем Выговской пустыни А Денисовым (1674-1730), старообрядч богословом и писателем, создавшим при обители богатое книгохранилище, преподававшим богословие и ораторское иск-во Начало систематич образованию детей в С III было положено основателем Преображенского старообрядч (беспоповского) монастыря в Москве И А Ко-вылиным (1731-1809) В нач 19 в в одном из зданий монастыря создана духовная школа, в к-рой обучались мальчики из числа сирот, призреваемых в Преображенском богаделенном доме Воспитание было подчинено задаче подготовки старообрядч наставников и уставщиков Детей обучали чтению на церк -слав яз по богослужебным книгам - Псалтыри, Часослову и др в определенной манере, принятой при богослужениях, - "погласицей", знаменному церк пению Важным предметом являлся закон Божий, преподававшийся по книгам Большой и Малый Катехизис В богословской подготовке особое внимание уделялось отличиям староверч церкви от новообрядцев Воспитанники, имеющие соответствующие склонности, обучались иконописи, переписыванию богослужебных книг Место общеобра-зоват знаний, в частности арифметики, было достаточно скромным Жизнь уч-ща подчинялась общим правилам монастырского устава учащиеся участвовали в богослужениях, носили принятую в монастыре одежду, соблюдали установленный распорядок жизни, предписывавший, в частности, избегать всякого общения с нестарообрядч миром Важнейшей задачей считалось воспитание учащихся в духе "древлеправославного благочестия", соблюдение традиционных в старообрядчестве норм этики и внеш поведения По образцу моек Преображенской школы в 1-й четв 19 в велось обучение в Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Новгородской, Рижской, Казанской, Симбирской губерниях, на Дону и Кубани - в общинах, считавших своим центром Преображенскую староверч общину Школы подобного типа появились в кон 18 - нач 19 вв у старо-веров-поповцев в Иргизских монастырях (Саратовская губ) и на Рогожском кладбище в Москве Во 2-й четв 19 в с началом царствования Николая I С III были запрещены, в результате чего значит число рус людей оказалось лишенным элементарного образования До 60-х гг 19 в дети староверов обучались в секретных, подпольных школах Численность учащихся (мальчиков и девочек) в них обычно составляла 10-20 чел. Установленных программ не было, курс обучения определялся возможностями преподавателя. Официально С. ш. были восстановлены в 60-70-х гг. 19 в. Так, в Риге открылось трёхгодичное старообрядч. уч-ще для мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и девочек 7-11 лет. В нём преподавались закон Божий, рус. язык, арифметика, духовное пение, чистописание, история, география, для девочек - рукоделие. В 1890 в Риге Об-вом для воспитания бедных детей был открыт старообрядч. приют. Подобные уч-ща и приюты создавались в Москве, др. центрах староверия. После выхода в 1905 Манифеста о свободе вероисповедания сеть старообрядч. уч. заведений существенно расширилась, были созданы казённо-приходские уч-ща в основном того же типа, что и церк.-приходские школы офиц. церкви. Бело-криницкой иерархией (староверы-по-повцы) был учреждён в 1912 шестиклассный Старообрядческий ин-т в Москве. Его программа включала 30 предметов, из к-рых 12 - богословские, остальные - общеобразовательные. Организации обучения молодёжи уделили большое внимание 1-й (1909) и 2-й (1912) Соборы старообрядцев-поморцев (беспо-повцев) в Москве. Планы издания учебников, составление программ преподавания обсуждались на съезде наставников-учителей старообрядч. приходов России (1911, Двинск). При всех сложностях, вызванных преследованиями и ограничениями деятельности, С. ш. достигли значит, успехов в обучении. Старообрядч. население практически повсеместно отмечалось высоким уровнем грамотности как мужчин, так и женщин. После Октября 1917 в РСФСР старообрядч. уч. заведения были закрыты. За её пределами крупным образоват. центром оставалась Гребенщиковская старообрядч. община в Риге. В 30-х гг. было организовано два Вселатв. съезда старообрядч. вероучителей. Значит, вклад в образование внёс И. Н. Заволоко (1897- 1984), автор двух учебников по закону Божьему и истории церкви, считающихся лучшими, издатель журн. "Родная старина" (1928-31), основатель кружка ревнителей старины, пропагандировавшего знания об истории и традициях староверия. В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. началось возрождение образоват. деятельности старообрядч. церкви. При Центр, совете Древлеправославной Поморской церкви Латвии действует Рижское старообрядч. духовное уч-ще - спец. уч. заведение, осуществляющее подготовку причта для молитвенных храмов староверов-поморцев. Переиздан ряд учебников, в т. ч. книги Заволоко. При приходах образованы воскресные С. ш. Для старообрядч. воспитания традиционно стремление не только дать детям нек-рую сумму религ. знаний, но и приучить их к строгому соблюдению норм православной нравственности, обычаев, правил внеш. поведения, активному участию в богослужении, в жизни церк. общины. Лит.: Нильский И., Семейная жизнь в рус. расколе, в. 1-2, СПБ, 1869; II p у г. а-вин А С., Раскол-сектантство, в. 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Сахаров Ф., Лит-ра истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1-3, Тамбов, 1887-1900; Лесков H С., О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам, "Златоструй", в. 1-2, Рига, 1990-92. M О. Шахов.
|