Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Струмилин

Струмилин, Струмило-Пет-рашкевич, Станислав Густавович [17(29) 1 1877, с Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25 1 1974, Москва], экономист, акад АН СССР (1931) Окончил Петерб поли-техн ин-т (1914) С 1897 активно участвовал в рев движении В 1921-37 и 1943- 51 на руководящей работе в Госплане СССР Одновременно преподавал в вузах, в 1948-74 вел науч -пед деятельность в АОН

Разрабатывал проблемы экон эффективности нар образования Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения Им установлены науч методы определения оптимального периода шк обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста нац дохода гос-ва По данным С, введение всеобщего нач образования в СССР дало экон эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность нач обучения для лиц физич труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года

Показал сравнительную экон выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало гос затраты, а высш школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон "убывающей продуктивности шк. обучения", согласно к-рому с возрастанием кол-ва ступеней обучения снижается его экон. рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.

Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высш. образования и содержания студентов за гос. счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифициров. рабочих. По подсчётам С., такой подход гарантировал гос-ву прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929).

С 60-х гг. нек-рые подходы С. к экономике образования подвергались критике в спец. лит-ре.

С о ч.: Избр. произв., т. 1-8, М., 1963-68.

Лит.: С. Г. Струмилин, М.. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.

М. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета