ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
СтрумилинСтрумилин, Струмило-Пет-рашкевич, Станислав Густавович [17(29) 1 1877, с Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25 1 1974, Москва], экономист, акад АН СССР (1931) Окончил Петерб поли-техн ин-т (1914) С 1897 активно участвовал в рев движении В 1921-37 и 1943- 51 на руководящей работе в Госплане СССР Одновременно преподавал в вузах, в 1948-74 вел науч -пед деятельность в АОН Разрабатывал проблемы экон эффективности нар образования Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения Им установлены науч методы определения оптимального периода шк обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста нац дохода гос-ва По данным С, введение всеобщего нач образования в СССР дало экон эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность нач обучения для лиц физич труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года Показал сравнительную экон выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало гос затраты, а высш школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон "убывающей продуктивности шк. обучения", согласно к-рому с возрастанием кол-ва ступеней обучения снижается его экон. рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высш. образования и содержания студентов за гос. счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифициров. рабочих. По подсчётам С., такой подход гарантировал гос-ву прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929). С 60-х гг. нек-рые подходы С. к экономике образования подвергались критике в спец. лит-ре. С о ч.: Избр. произв., т. 1-8, М., 1963-68. Лит.: С. Г. Струмилин, М.. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967. М. В. Богуславский.
|