Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Субкультура

Субкультура (от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума).

Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленное(tm) С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни её носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфич потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей

Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации конкретной С влияют на отношения к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т п

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния Нормы в просо-циальных С в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфич условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной С В антисоциальных С нормы прямо противоположны общественным В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы

Характер С определяет сферы жизни, в к-рых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами С, а также меру настоятельности и эффективности регуляции В антисоциальных С нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей Во мн асоциальных и в ряде просо-циальных С регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей

В каждой С существует более или менее жесткая статусная структура Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом ит п

Носителей определенной С обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и иерархия их значимости каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио и телевидения, рассчитанные на носителей данной С, конкретные рубрики газет и журналов, нац, иностр, региональные, муниципальные печатные и электронные средства массовой коммуникации Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для С ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей

В каждой С можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, к-рые определяются их возрастными и социо-культурными особенностями, условиями их жизни, а также модой В данном случае мода понимается как форма социальной регуляции, отражающая периодич смену образцов массового поведения и обеспечивающая более или менее адекватное внеш "оформление" постоянно меняющегося содержания жизни Наиб явно мода проявляется в одежде, предметах быта, прическе, а также манере поведения, речи, муз и иных эстетич предпочтениях и т и Мода - одна из знаковых систем, посредством к-рых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфич средство приобщения человека к социальному и культурному опыту Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в к-рой она функционирует (половозрастной и социокуль-турный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т и) В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных С (молодежная, различные девиантные и пр)

Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей определенной С Лексич состав жаргона обычно достаточно подвижен, непостоянен В течение определенного периода времени, как правило относительно короткого, жаргон во многом обновляется, ибо в его рамках происходит постоянное пополнение синонимич рядов и замещение их элементов Жаргон в любой С включает в себя неск групп слов и выражений Первая - общеупотребит слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат значение (напр, мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др) Вторая - общеупотребит слова и выражения, к-рым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр, "железно", "крутой" и т и) Третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр, англицизмы в юношеских С, лексика в преступных группировках, слова, заменяющие термины, употребляемые в проф группах) Четвертая - слова и выражения, характерные лишь для отд регионов, в т ч и имеющие корни в областных диалектах Жаргоны существенно различны по кол-ву входящих в них лексич единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах)

В каждой С рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, муз, игровых видов творчества Словесный вид творчества включает в себя разл предания из истории сообщества носителей С, о жизни и "деяниях" ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в дет С - считалки, дразнилки, страшилки и пр

Муз фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы С, рассказывающие о к -л реальных или мифич событиях в жизни ее носителей

Игры могут быть как созданные в рамках С (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в делинк-вентных, подвижные - в детской и т д), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), к-рые стали значимыми для носителей конкретной С, признаком принадлежности играющих к той или иной С

Субкультурному фольклору присущи специфич признаки любого фольклора - коллективность творч процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей С к другим, вариативность формы и содержания

В той или иной конкретной С набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости Так, в С детской, юношеской, религ сект, криминальных сообществ наличествуют все виды творчества В то же время в фольклоре С тех или иных социальных и проф слоев, неформальных движений, самодеят и любит объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое

С выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку Они представляют собой специфич способ дифференциации развитых нац культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества Просо-циальные и отчасти асоциальные С способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации Одни выступают как контркультуры (напр, уголовно-лагерная), другие порождают инновац явления и содействуют их вхождению в культуру общества С, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие

Лит Социология преступности, M, 1966, Мудрик А В, Современный старшеклассник проблемы самоопределения, M, 1977, его же, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1984, Мяло К, Уроки Эзеля, "Ино странная литература", 1987, № 1, Кон И С, Психология ранней юности, M 1989, Пирожков В Ф Законы преступного мира молодежи Криминальная субкультура, Тверь 1994, OpieJ, OpieP, The lore and language of schoolchildren, Oxf, 1959, Knapp M, Knapp H, One potato, two potato the secret education of American children, № V 1976, B r a k e M, The sociology of jouth culture and jouth subcultures sex and drugs and rock n roll', L 1980, Ichwendter R, Theone der Subkultur, Fr /M, 1981, H e b d i g e D, Subculture The meanmg of style, L -N V, 1981 А В Мудрик

Субкультура антисоциальная, выделяется в общем русле молодёжной С. как негативное социаль-но-психол. явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравств. и психол. плане обособленной и отчуждённой от др. групп. В широком смысле под антисоциальной С. понимаются все отрицат. социально-пси-хол. проявления деятельности, отношений и общения людей, в узком смысле - нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки, образ жизни правонарушителей.

Элементы такой С. сосредоточиваются в криминальных группах и др. закрытых и полузакрытых общностях. К признакам антисоциальной С. относятся её тайный характер, негативное отношение членов группы к общепринятым правилам, система атрибутов и символов, обязательных для выполнения всеми носителями С.

Возникновение антисоциальной С. связано с расслоением общества, экон. неравенством людей, порождающим различия во мн. сферах жизнедеятельности. Одной из причин такой С. оказывается несоответствие между публично провозглашаемыми в обществе идеалами и реальными средствами их достижения. Недостатки системы образования, снижение, роли школы как центра социализации личности вызывают у подростков стремление компенсировать недостающие виды деятельности спонтанно возникающим неформальным досугом. В результате молодёжь часто попадает под влияние антисоциальной среды, в к-рой у неё формируются ценности, вступающие в противоречие с общечеловеческими, складываются межличностные отношения, отчуждающие человека от общества.

Как причина формирования антисоциальной С. может рассматриваться неблагоприятная обстановка в семье, когда подросток пытается возместить недостаток межличностного общения с близкими в антисоциальных группах, к-рые способны учесть его потребности и, в свою очередь, привлекают все средства для отчуждения подростка от семьи и общества.

Разрабатываются также разл. концепции, пытающиеся объяснить причины антисоциальной С. Одни теоретики видят истоки антисоциальной С. в остаточном действии криминальных законов и традиций; другие исходят из особенностей сексуальной изолированности людей в замкнутых общностях; третьи считают осн. фактором нравств. конфликт личности и общества.

В С. складывается система субординац. прав, обязанностей, средств и способов общения. Знаками С. могут выступать как вербальные средства - жаргон, клички, крик, свист и т. п., так и невербальные - специфич. мода, татуировки, мимика и др. Среди членов антисоциальных группировок распространены всевозможные "клятвы", "прописки" и пр. С помощью знаков такие лица информируют окружающих о своей обособленности. Знаки представляют собой своеобразный показатель популярности личности, её авторитета. Они также могут выступать специфич. средством самовыражения носителей С. Степень овладения членами неформальных объединений элементами С. различна и зависит от места, к-рое тот или иной член занимает в нём. Существует особая стратификация участников сообществ (наиб, разработана применительно к уголовному миру, но типологические сходные страты присущи и др. антисоциальным группам). В зависимости от ролевых функций, прав, обязанностей и привилегий членов групп можно выделить 6 стратов (ступеней в иерархии С.). "Авторитеты" - фактич. лидеры групп, как правило, более старшие по возрасту и опытные. Они обеспечивают сплочённость своих сообществ, контролируют поведение их участников, применяют репрессивные санкции к нарушителям законов С. и пр. Их "авторитет" зиждется на знании правил С., умении безнаказанно нарушать общепринятые нормы, на связях с преступной средой. "Приближённые" к лидерам - их советники и исполнители. "Работяги", "мужики" - лица, получившие определ. авторитет, знающие правила С., но не всегда придерживающиеся их. "Предпочитаемые" - лица, выдержавшие испы-тат. срок, принятые в объединение и получившие нек-рые привилегии. Среди них уже встречаются подростки, отличившиеся перед сообществом. "Отверженные" - лица, не прошедшие испы-тат. срок, т. н. "шестёрки", обязанные выполнять любую работу. "Изгои" и "обиженные" - бесправные объекты издевательств и эксплуатации. Переход с нижних ступеней на более высокие является желанной целью каждого члена группы и требует значит, усилий.

Подобная стратификация позволяет лидерам держать в повиновении своих подчинённых. Подростки, попавшие в антисоциальные объединения, оказываются наиб, беззащитными из-за недостатка опыта и физиол.-психол. особенностей своего возраста. Антисоциальная среда оказывает особенно негативное влияние на развитие личности подростка, юноши, разрушает нравств. основы поведения, формирует характер, лишённый самостоятельности и чувства самоуважения.

Положение подростка в антисоциальной С. зависит также от направленности группы, стажа её криминальной деятельности. Групповые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и регулирующие; каждая норма имеет чёткую диспозицию и предусматривает строгие санкции за её нарушение: лишение статуса и перевод на более низкие ступени иерархии, насилие, шантаж, изгнание из сообщества. Групповые нормы выступают в качестве персонифициров. факторов, создающих психотравмиру-ющую ситуацию для личности подростка.

Стратегич. направлением профилактики антисоциальной С. является гуманизация организац., социально-правовых и др. мер воспитания. Гл. задача - пед. работа по предупреждению преступности несовершеннолетних, возникновения неформальных объединений антисоциальной направленности, а также по переориентации и разобщению существующих. В случае концентрации и особого распространения антисоциальной С. в конкретном объединении необходимо применять радикальные меры по оздоровлению всей социально-психол. атмосферы, переформированию первичного официального коллектива, разоблачению ложного авторитета лидера; привлекать к работе высококвалифициров. специалистов.

Лит.: Гернет M. H., В тюрьме. Очерки тюремной психологии, М., 1925; Велигура Б., Функционирование человека в условиях тюремной изоляции, Познань, 1974; Стручков Н. А., Пирожков В. Ф., Асоциальная субкультура и её профилактика, "Исправительно-трудовые учреждения", 1982, № 20; II и p о ж к о в В. Ф., Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди учащихся ПТУ, М., 1988; Гуров А. И., Проф. преступность: прошлое и современность, М., 1990; Башкатов И. П., Психология групп несовершеннолетних нарушителей, М., 1992. И. П. Башкатов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета