Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Суходольский

Суходольский (Suchodolski) Богдан (27.12.1903, г. Сосновец, Польша, - 2.10.1992, Варшава), польск. педагог, философ, историк науки и культуры, проф. (1938), д. ч. Польск. АН (1952). Окончил Варшавский и Краковский ун-ты (1921-25), изучал историю литры, философию и педагогику в Берлинском и Парижском ун-тах (1926-27). В 1925-38 учитель ср. школы. В 1937-38 работал в Мин-ве вероисповедания и нар. просвещения. С 1938 проф. и зав. кафедрой педагогики Львовского ун-та; во время 2-й мировой войны преподавал в т. н. тайном ун-те, действовавшем нелегально. В 1946-70 проф. и зав. кафедрой общей педагогики Варшавского ун-та. Одновременно в 1958-68 директор Ин-та пед. наук, в 1958-74 пред. К-та пед. и психол. наук Польск. АН и зав. кабинетом истории науки и техники АН.

Пед. концепция С. наполнена реальным гуманизмом. В центре науч. интересов С. постоянно были проблемы педагогики культуры, к-рым посвящены мн. ранние, а также одна из итоговых работ - "Рассуждение о культуре и будущем нации" ("Rozwazania o kulturze i przysztoäci narodu", 1989).

В ПНР возглавлял Нац. совет по культуре, к-рый в трудных условиях отстаивал право культуры на самостоят, развитие без вмешательства политики и идеологии.

Разрабатывал проблемы личности в обществе и истории. Сформулировал концепцию "воспитания для будущего", согласно к-рой скрытые возможности большого коллектива и способности личности, входящей в него, можно совершенствовать путём включения людей в активную обществ., творческую, науч. и др. виды деятельности. Обосновал идею о существовании обратной связи в этом процессе, к-рая выражается в том, что совершенствуются не только коллектив и личность, но их развитие преобразует окружающую действительность.

Определяя концепцию развития и обществ, значимость науки, выдвинул положение о единстве процессов, происходящих в самой науке и обусловливающих её обществ, функции. Исследовал проблемы гуманитарных наук, теории культуры, обществ, мысли. (Многие работы по этим вопросам носили популяризаторский характер.)

В 70-х гг. проанализировал систему образования Польши в 1918-69, в т. ч. проблемы зависимости образования от ист. и обществ.-полит, событий (работа "Просвещение нации" - "Edukacja narodu. 1918-1968", 1970). Особо выделил роль Эдукационной комиссии в работе "Эдукационная нац. комиссия на фоне роли просвещения в ист. развитии Польши" ("Komisija edukacji narodowej na tle roli oswiaty w dziejowym rozwoju Polski", 1972). Стремился осмыслить природу человека как творца и результата развития культуры, теоретико-познават. возможности и способности, биол. и социальные факторы развития; место естеств. наук и фи л ос. учения о человеке в системе науч. знания ("Кем является человек" - "Kim jest czrowiek?", 1974). Подчёркивал значение науки в формировании и развитии обществ, сознания и воспитания совр. человека ("Наука и общественное самосознание" - "Nauka а swiadomosc spoteczna", "Образ жизни" - "Ksztaft zycia", обе 1979).

В 80-х гг. освещал вопросы воспитания в духе мира (кн. "Воспитание для мира" - "Wychowanie dla pokoju", 1983).

Автор мн. совр. учебников и пособий по педагогике. Входил в круг редакторов разделов в "Большой польск. энциклопедии", 13 тт. ("Wielka encyklopedia powszechna", 1962-70) и ряда периодич. изданий, в т. ч. журн. "Культура и воспитание" ("Kultura i Wychowanie"), "Пед. ежеквартальник" ("Kwartalnik pedagogic-zny") и др.

Поч. директор МГУ (1989), уч. и науч. центров др. стран.

Соч.: Przebudowa podstaw nauk humani-stycznych, Lwow-Warsz., 1928; Stanislaw Brzo-zowski. Rozwöj ideologii, Warsz., 1933; Wychowanie moralno-spoteczne, Warsz, 19472; Uspotec-znienie kultury, Warsz., 19472; U podstaw matena-listycznej teorii wychowania, Warsz., 1957; O pedagogike, na miarg naszych czasöw, Warsz., 19592; La pedagogie et les grands courants philo-sophiques, P., 1960; Oswiata agospodarkanarodo-wa, Warsz., 1966; Rozwöj nowozytnej filosofii cztowieka, Warsz., 1967; Wychowanie dla przysz-tosci, Warsz., 19683; Narodziny nowozytnej filozo-fii cztowieka, Warsz., 19682; Nauka a swiadomosc spoteszna, Wrocfaw, 1974; Wychowanie i strategia zycia, Warsz., 19872; Humanizm i edukacja huma-nistyczna, Warsz., 1988 (соавт.).

Лит..- С h m a j L., Prady i kierunki w pedago-gice XX w., [Warsz., 1963); M i 11 e r R., Inspira-cje B. Suchodolskiego w dziedzinie rozwoju nauk pedagogisznych, "Kwartalnik pedagogiczny", 1983, № 3-4; Rohrs H., Nachruf auf einen pädagogischen Humanisten: Bogdan Suchodolski ging am 2. Oktober 1992 von uns, "Pädagogik und Schulalltag", 1993, Jg. 48, № 1. B. M. Шетеля.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета