Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Сен-Симон

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, - 19.5.1826, там же), франц. мыслитель, социолог, социалист. Потомок древнего аристократич. рода, воспитанник Д'Аламбера. Будучи офицером франц. армии, участвовал в войне за независимость США. Отсутствие систематич. образования не помешало С.-С. создать ряд фил ос. и социология, произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в.

Согласно С.-С., история - закономерный процесс, в к-ром эпохи плавного, "органич." развития чередуются с "кри-тич." эпохами полит, и социальных потрясений. Конечная цель прогресса - создание (без рев. насилия, путём реформ) социальной системы, позволяющей наиб, полно удовлетворять потребности всех людей, максимально используя выгоды, даваемые науками, техникой, иск-вами. Власть должна перейти к высш. органу, состоящему из талантливых учёных, предпринимателей, художников, к-рые будут руководить пром. и культурным развитием страны сообразно продуманному плану. Каждый человек займёт место, отвечающее его способностям и призванию.

Достижение гармонии интересов и единения людей немыслимо без целенаправленного воспитания. Оно призвано посвящать индивидов в принципы, к-рыми управляет общество; помогать постижению "социального назначения" личности, т.е. пробуждать чувства, объединяющие все воли в одну, внушать потребность в служении общему благу. Идеалы, связывающие все классы воедино, должны стать не просто убеждениями, но почти инстинктами. Предпочтение, отдаваемое С.-С. чувственному восприятию "социальных норм" (более действенному, нежели рассудочное постижение), предполагало воздействие на человека преим. средствами иск-в и "нового христианства" - религ.-этич. доктрины сен-симонизма. По С.-С., воспитание - прерогатива "художников" и учёных, к-рые призваны обеспечить непрерывность и слаженность этого процесса.

Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Совпадение или сходство нравств. норм и знаний, усвоенных всеми индивидами, обеспечивает прочность социальных уз. Единообразие содержания и методов обучения (наиб, эффективна, по С.-С., система взаимного обучения), унификация учебников содействуют воцарению духовной общности, но не препятствует наивысш. расцвету способностей и дарований человека. Общество кровно заинтересовано во всемерном поощрении талантов, ибо они предопределяют его судьбу. Происхождение и достаток родителей не должны становиться помехой или давать привилегии.

Особое значение С.-С. придавал образованию нар. низов, именовавшихся им "пролетариями". Процветание страны зависело, по его мнению, не только от их материального благополучия, но и от их просвещённости, правильного понимания своего обществ, предназначения. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил "Обществу начального образования" (1816). Обучение детей обоего пола должно давать знания принципов организации общества и законов природы. "Положит, науки" (химия, физика, естествознание, математика) наряду с "общеполезными сведениями, относящимися к пром-сти", и начатками изобразит, иск-в и музыки составляют основу шк. программы. Надзор за системой образования желательно доверить крупнейшим физикам и математикам.

По мысли С.-С., педагогам следует учитывать законы формирования личности, в т. ч. "критич. периоды". В 7-летнем возрасте у ребёнка наступает "кризис прорезывания зубов" и стремительное развитие памяти и чувств. К 14 годам в нём воспламеняются страсти, "влекущие к освобождению от родительской зависимости, образованию связей по собственному выбору". Физич. и нравств. развитие человека завершается в 21 год, когда он приобретает ясно выраженный индивидуальный характер.

Наброски оригинальных пед. замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С. А. Базар, Б. П. Анфантен и др. его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.

Соч.: Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1948; Изложение учения Сен-Симона, М., 1961.

Лит.: Фрумов С. А., Соц.-пед. идеи сен-симонизма, СП, 1960, № 10; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в общественной мысли XIX в., М., 1975. К. М. Андерсон.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета