Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Симонов

Симонов Павел Васильевич (р 20 4 1926, Ленинград), нейро- и психофизиолог, акад РАН (акад АН СССР с 1987), д-р мед наук (1961), проф (1969) Окончил Воен -мед академию в Ленинграде (1951), работал там же и в воен клинич госпитале С 1960 в системе АН, с 1962 в Ин-те высш нервной деятельности (с 1982 директор) Акад -секр (с 1988) отделения физиологии РАН, гл ред "Журнала высшей нервной деятельности км И II Павлова" (с 1982) Чл Нью-Йоркской и нек-рых др АН, поч ч Павловского науч об-ва США Гос пр СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Оси науч интересы - нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информац теорию эмоций (1964), согласно к-рой эмоция - это отражение мозгом к -л актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн "Эмоциональный мозг", 1981) Наряду с "информационной" системой мозга человек располагает "мо-тивационной", к-рая устанавливает дина-мич иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по И II Павлову) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейро-тизма (по X Айзенку) Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн "Мотивированный мозг", 1987)

С создал классификацию потребностей, в к-рой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (виталь-ных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди к-рых - потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля) В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение Согласно потребностно-информац теории задача воспитания - формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивац структуре личности С описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, к-рый у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности "для других" В отличие от обучения, адресующего гл обр к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит гл обр на уровне подсознания и сверхсознания По С, творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым ре комбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием Это реконстру-ирование побуждается и направляется доминирующей потребностью Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логич оценки и практики Теория эмоций С стала основой для разработки комплексных методов объективного кон троля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека

Соч Происхождение духовности М, 1989 (соавт), Созидающий мозг, М, 1993

Э А Костандов

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета