ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
СинектикаСинектика, метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, ме-тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т ч техн -изобретательских задач, в пед практике используется для решения уч -познават проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска С была разработана в кон 1950-х - нач 60-х гг амер психологом У Гордоном на основе опыта применения метода групповой генерации идей, получившего назв "мозговая атака" или "мозговой штурм" (Bramstormmg) С развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез (т и сумасшедших идей) и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем пром-сти и управления В 60-е гг на основе "пром " образца С в США стали проводиться эксперименты по разработке ее уч варианта в начальной, средней и высш школе Главным для соответствующих дидактич поисков стало стимулирование поисковой уч деятельности на основе эмоционально-образного, метафорич мышления При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер Организация уч работы в С включает след осн моменты 1) Первоначальная постановка проблемы 2) Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации Роль эксперта, компетентного лица, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определенной подготовкой При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают разл источники информации На этой ступени сбор фактов имеет сугубо подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы 3) Выяснение возможностей решения проблемы (учащиеся предлагают всевозможные решения, учитель и эксперт подробно комментируют их, поясняют, почему предложенные решения не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже на этом этапе) 4) Переформулирование проблемы (каждый самостоятельно переформулирует проблему в своем собственном понимании, тем самым как бы приближая проблему к себе) 5) Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается) 6) Выдвижение образных аналогий (учитель побуждает группу к поиску ярких, метафорич аналогий, заложенных в проблемной ситуации явлений, этап - ключевой для С) При поиске аналогий наряду с прямым сопоставлением предметов и явлений учитель побуждает учащихся к привлечению "личностных" и "символических" аналогий, играющих ведущую роль в групповом творческом процессе "Личностные" аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением Напр, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом "Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?" "Символическая" аналогия сводится к краткой фразе из 2-3 слов, выражающей в образной форме суть проблемы Такие фразы представляют собой сочетания контрастных понятий Напр, физич проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как "горящий лед", а суть биол проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как "безопасная атака" В ходе поисковой деятельности привлекаются также т и фантастич аналогии, к-рые могут строиться на воображаемом изменении законов природы, создании особого гипотетич мира, где "возможно все, что угодно" Напр, в проблеме, где требуется найти способ подачи воды на вершину горы, в качестве одной из "фантастич " аналогий может выступать гипотетич мир, в к-ром "изменен" закон гравитации и вода течет вверх 7) "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы Наряду с учителем в руководстве "подгонкой", как правило, участвует и эксперт Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых аналогий Если подход к проблеме (или готовое решение) приемлем, он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке На этом завершающем этапе группа определяет, решена ли поставленная проблема или следует избрать новый подход к поиску решения (а возможно, и отложить решение на нек-рое время) В основе С лежит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях ее целенаправленного построения в уч процессе использование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности, ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска, их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой в сочетании с последующим рационально-логич анализом и отбором найденных решений, взвешенным, аналитич осмыслением полученных результатов В качестве субъекта познания в С выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа Специфич чертой данного метода является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорич аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия С используется в двух оси вариантах выработка, создание новых представлений (от известного - к неизвестному) и овладение новыми представлениями (от неизвестного - к известному) С направлена на углубленное осмысление изучаемого материала, может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом Она обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся Дидактич особенности С связаны с формированием опыта поисковой деятельности, развитием видения проблемы, включением нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся Важная черта С - формирование у учащихся положит опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений Значит упорядоченность, отработанность процедур С делают ее "совместимой" с уч процессом В это же время работа по этому методу требует от учителя определенной психолого-пед квалификации и высокой отдачи Опыт применения С пока довольно ограничен - она используется в уч процессе нач, ср и высш школы США, в практике образования взрослых др стран в качестве своего рода "авангардного" дидактич средства Лит GordonW J J, Synectics The development of creative capacity, L, 1968, GordonW J J, The metaphoncal way of learnmg and knowmg, Camb (Mass), 1970, Wilson S H, Greer J F, JohnsonR M, Synectics a creative problem solving technique for the gifted, "The Gifted Child Quarterly", 1973, v 17, № 4, JoyceB, WellM, Models of teachmg, № V, 19863 M В Кларин
|